Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Может ли учебник воспитать патриота? (О воспитательном потенциале учебника русского языка)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-7-17

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена воспитательному потенциалу учебника русского языка, а именно – формированию у школьников качеств гражданина и патриота. Актуальность исследования обусловлена необходимостью преодоления духовного кризиса в обществе, реализации новой «Примерной программы воспитания» и ФГОС третьего поколения, согласно которым воспитание становится обязательной частью образовательного процесса. Цель статьи – проанализировать действующие учебники по русскому языку, входящие в федеральный перечень, с точки зрения возможности выполнения ими функции воспитания патриотизма. Использованы методы теоретического анализа научной литературы, анализ нормативных документов, контент-анализ пяти учебников для V класса. В качестве критериев анализа рассматривается наличие/отсутствие в учебниках материалов, способствующих патриотическому воспитанию: 1) сведений о русском языке как государственном, 2) высказываний о русском языке, 3) репрезентации символики России, 4) языковых единиц, составляющих номинативное поле концепта «Родина», 5) упражнений, раскрывающих многогранный образ России. Выявлены определенные лакуны в содержании учебников, в частности по критериям 3 и 4. Представленные в статье данные могут служить базой для обновления учебников и работы педагогов, ориентированных на освоение учащимися ценностей, связанных с патриотизмом.

Об авторе

Н. А. Борисенко
Психологический институт Российской академии образования
Россия

Наталья Анатольевна Борисенко, кандидат филологических наук, научный сотрудник

г. Москва



Список литературы

1. Бурлакова И. И. Патриотическое воспитание: от теории к практике. М.: Центр «Перспектива », 2015. 174 с.

2. Бусыгина Н. П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2015. 423 с.

3. Воркачев С. Г. Слово «Родина»: значимостная составляющая лингвоконцепта // Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж, 2006. Вып. 4. С. 26–36.

4. Гадзаова Л. П. Закономерная связь языка и культуры, отраженная в высказываниях известных людей // Язык и культура. 2019. № 48. С. 46–61.

5. Граник Г. Г. Проблемы нравственного воспитания школьников в учебниках нового типа // Русский язык в школе. 2012. № 11. С. 14–20.

6. Дейкина А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка. М.: МПГУ, 2019. 212 с.

7. Дейкина А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1990. 176 с.

8. Ларионова Д. Г. Номинативное поле концепта «родина» как модель организации лексики в учебных целях // Преподаватель ХХI век. 2011. № 2. С. 171–175.

9. Мишатина Н. Л. «Отношения с родиной» в зеркале русского языка и культуры // Русский язык в школе. 2017. № 4. С. 3–7 [Мишатина 2017а].

10. Мишатина Н. Л. Патриотизм: «со словом надо обращаться честно» // Русский язык в школе. 2017. № 6. С. 3–7 [Мишатина 2017б].

11. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учеб.-метод. пособие. Белгород, 2013. 156 с.

12. Павлов И. В., Иванова М. Ю. Патриотический воспитательный потенциал учебников русского языка для учащихся 5–7 классов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2018. № 2 (98). С. 240–250.

13. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности: монография / под ред. И. В. Бочарникова. М.: Московский дом национальностей, 2015. 368 с.

14. Патриотическое воспитание: от слов к делу: сб. статей. М.: Полиграф сервис, 2018. 426 с.

15. Попова З. Д., Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007. 314 с.

16. Проблемы школьного учебника. Вып. 7. Вопросы повышения воспитательной роли учебника. М.: Просвещение, 1979. 248 с.

17. Русские писатели XVIII–XIX веков о языке: хрестоматия: в 2 т. / под общ. ред. Н. А. Николиной. М.: Русское слово, 2000. Т. 2. 432 с.

18. Селин С. А., Бадретдинова С. А. Отношение молодых людей к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации как фактор национальной безопасности // E-Scio. 2021. № 6 (57). С. 403–410.

19. Сковородников А. П., Севруженко Н. С. «Русская земля» как нациеобразующий концепт // Экология языка и коммуникативная практика. 2020. № 1. С. 30–46.

20. Современный учебник русского языка для средней школы: теория и практика: материалы Международной научно-практической конференции, 25–26 марта 2021 года / отв. ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко; сост. и ред. А. Д. Дейкина, В. Д. Янченко, О. Н. Левушкина и др. М.: МПГУ, 2021. 502 с.

21. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.

22. Юревич А. В. Эмпирические оценки нравственного состояния современного российского общества // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 4. С. 168–179.


Рецензия

Для цитирования:


Борисенко Н.А. Может ли учебник воспитать патриота? (О воспитательном потенциале учебника русского языка). Русский язык в школе. 2022;83(3):7-17. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-7-17

For citation:


Borisenko N.A. Can a textbook bring up a patriot? (Reflections on the upbringing potential of a Russian language textbook). Russian language at school. 2022;83(3):7-17. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-3-7-17

Просмотров: 166


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)