Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Метафорические поля в романе В. Каверина «Два капитана» (к 120-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-69-76

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена выявлению и описанию тексто- и смыслообразующих (миро- моделирующих, концептуальных) метафорических полей в романе В. Каверина «Два капитана». Метафорическое поле рассматривается как иерархически организованная структура, ядро которой составляет концептуальная метафора «жизнь/мир – творчество», центр – метафоры, разворачивающие ядерную метафору, прежде всего «книга жизни / жизнь – книга» и «мир – театр» (прочитал жизнь, страница жизни, главное действующее лицо и т. д.), периферию – языковые единицы, которые одновременно употребляются в прямом и переносном значении (история). Миромоделирующая метафора формирует в романе систему «образных параллелей», благодаря чему форма тропа может варьироваться, несмотря на сохранение устойчивой смысловой значим сти. «Образные параллели» охватывают не только тропы, но и слова в прямом значении, и вследствие настойчивых повторов и ассоциативных связей с метафорическими контекстами такие слова поддерживают и расширяют сферу влияния развернутой метафоры. Благодаря расширению сферы действия метафоры за счет интертекстуальных включений (Мир – театр, люди – актеры и др.), а также в результате переконцептуализации метафор театр, игра, которые меняют отрицательную коннотативную окраску («лицедейство») на положительную («творчество»), жизнь вообще воспринимается в романе как творчество, гармонизирующее действительность. Метафоры (книга жизни –) театр и (книга жизни –) сказка получают в контексте романа дополнительные содержательные коннотации «воплощение мечты, страстных желаний». И хотя предмет и образ метафор, входящих в метафорическое поле, различаются, в признак сравнения каждой из них входит сема ‘творчество’.

Об авторе

Е. Ю. Геймбух
Московский городской педагогический университет
Россия

Елена Юрьевна Геймбух, доктор филологических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. С. 5–32.

2. Жолковский А. К. Разбор трех разборов. Автоэвристические заметки // Летняя школа по русской литературе. 2019. Т. 15, № 2–3. С. 312– 334.

3. Кожевникова Н. А. Образная параллель «строение – человек» в русской литературе XIX–XX вв. // Кожевникова Н. А. Избранные работы по языку художественной литературы. М.: Знак, 2009. С. 625–638.

4. Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» // Известия Уральского государственного университета. 2003. № 28. С. 211–220.

5. Новикова О., Новиков Вл. В. Каверин: критический очерк. М.: Советский писатель, 1986. 288 с.

6. Степанов Ю. С. Весь мир – театр // Константы: словарь русской культуры. М.: Академический проект, 2004. С. 948–972.

7. Фесенко Э. Я. «Филология – интерпретационное знание» // Вопросы филологических наук. 2007. № 3. С. 75–82.

8. Фесенко Э. Я. Художественная концепция личности в произведениях В. А. Каверина. М.: URSS, 2006. 159 с.

9. Шиндина О. В. Отражение идей «философии общего дела» Н. Ф. Федорова в структуре художественного текста (на примере прозы В. Каверина) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15, № 4. С. 60–64. http://doi.org/10.18500/1819-7671-2015-15-4-60-64.


Рецензия

Для цитирования:


Геймбух Е.Ю. Метафорические поля в романе В. Каверина «Два капитана» (к 120-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2022;83(2):69-76. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-69-76

For citation:


Gejmbukh E.Yu. Metaphorical fields in V. Kaverin’s novel "The two captains" (to the 120th anniversary of the birth). Russian language at school. 2022;83(2):69-76. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-69-76

Просмотров: 252


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)