Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Научное наследие А. Н. Гвоздева в исторической перспективе: от исследования речи одного ребенка к становлению онтолингвистики

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-46-56

Полный текст:

Аннотация

Целью настоящей статьи является осмысление места лингвистического наследия А. Н. Гвоздева (1892–1959) в исследованиях речи ребенка и в теоретическом языкознании. Гвоздев по праву считается основоположником науки об освоении родного языка, крупнейшим исследователем речи русского ребенка. Но, несмотря на это, некоторые наблюдения ученого до сих пор не получили должной оценки, остаются неопубликованными статьи, посвященные овладению письмом, актуальной задачей является анализ и использование разработанной ученым методики ведения включенного лонгитюдного наблюдения за речевым развитием ребенка. В статье анализируется контекст формирования научных подходов к изучению языкового развития ребенка в языковедении и психологии в 1920–1930-е гг. Дается краткий обзор взглядов А. Н. Гвоздева на процесс речевого онтогенеза, отразившихся в дневнике речевого развития сына. Прослеживается связь между исследованиями ученого в области детской речи, диалектологии и теории орфографии. Приводятся оценки, данные известными психологами, педагогами и лингвистами трудам ученого, используются архивные данные и воспоминания современников. Обсуждается место исследований А. Н. Гвоздева в формировании отечественной традиции психолингвистических и социолингвистических подходов к освоению первого языка. Анализируется практическая значимость гвоздевских исследований в практике диагностики речевых нарушений русскоговорящих детей и методики преподавания русского языка как родного и как иностранного. Делается вывод о ценности дальнейшего осмысления наследия отечественного языковедения для развития современной онтолингвистики и практики преподавания языков.

Об авторе

Т. А. Круглякова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Татьяна Александровна Круглякова, кандидат филологических наук, доцент

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Александр Николаевич Гвоздев (1892– 1959). Очерк жизни и творчества. Воспоминания. Переписка / сост. Е. С. Скобликова. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992. 134 с.

2. Богородицкий В. А. Лекции по общему языковедению. М.: URSS: Либроком, 2010. 307 с.

3. Бодуэн де Куртенэ И. А. Некоторые из общих положений, к которым довели Бодуэна его наблюдения и исследования явлений языка // Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1963. Т. 1. С. 348–351.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

6. Гвоздев А. Н. Заключительное слово в прениях по докладу «Динамика ошибок на проработанные и непроработанные орфограммы» // Вопросы орфографии в школе: материалы науч. совещания 13–17 дек. 1935 г. М., 1936. С. 41–44.

7. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса: дневник научных наблюдений. М., 2005 [Электронный ресурс]. URL: https://booksonline.com.ua/view.php?book=120082 (дата обращения: 05.01.2022).

8. Гребнев А. А. Оценка и использование трудов А. Н. Гвоздева за рубежом // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра филол. наук, проф., чл.-кор. АПН РСФСР А. Н. Гвоздева (1892–1959) 25–27 ноября 2002 г.: в 2 ч. / Е. П. Пронина, Е. С. Скобликова (отв. ред.) и др. Самара: СамГПУ, 2002. Ч. 1. С. 15–17.

9. Грунтовский А. В. Георгий Семенович Виноградов (хроника жизни) // Виногра- дов Г. С. Страна детей. Избранные труды по этнографии детства / сост. А. В. Грунтовский. СПб.: Историческое наследие, 1998. С. 513–537.

10. Жукова Н. С., Филичева Т. Б., Мастюко- ва Е. М. Логопедия: основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М.: Эксмо, 2011. 282 с.

11. Касевич В. Б. Новая «реальная» грамматика русского языка // Русский язык и литература в пространстве мировой культуры: материалы XIII Конгресса МАПРЯЛ (г. Гранада, Испания, 13–20 сентября 2015): в 15 т. / ред. кол.: Л. А. Вербицкая, К. А. Рогова, Т. И. Попова и др. СПб.: МАПРЯЛ, 2015. Т. 4. С. 71–75.

12. Круглякова Т. А. Из переписки К. И. Чуковского и А. Н. Гвоздева // Проблемы онтолингвистики – 2012: материалы междунар. научн. конф., посвященной 130-летию со дня рождения К. И. Чуковского и 120-летию со дня рождения А. Н. Гвоздева / отв. ред. Т. А. Круглякова. СПб.: Златоуст, 2012. С. 36–46.

13. Кузьмина Т. В. А. Н. Гвоздев о ранних этапах усвоения письма // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра филол. наук, проф., чл.-кор. АПН РСФСР А. Н. Гвоздева (1892–1959), 25–27 ноября 2002 г.: в 2 ч. / Е. П. Пронина, Е. С. Скобликова (отв. ред.) и др. Самара: СамГПУ, 2002. Ч. 2. С. 183–188.

14. Лурия А. Р. Речевые реакции ребенка // Речь и интеллект ребенка / под ред. А. Р. Лурия. М.: Полиграфшкола им. А. В. Луначарского, 1927. С. 5–75.

15. Потебня А. А. Из записок по русской грамматике: в 4 т. Т. 1–2. М.: Просвещение, 1958. 287 с.

16. Румянцева И. М. Онтогенез речи как путь к овладению иностранным языком // Высшее образование сегодня. 2016. № 3. С. 61–63.

17. Рыбников Н. А. Методы изучения речевых реакций ребенка // Детская речь: сб. статей под ред. Н. А. Рыбникова. М.: Книжная фабр. Центриздата народов СССР, 1927. С. 7–22.

18. Скобликова Е. С. Александр Николаевич Гвоздев и его научно-педагогическая деятельность // Языковые средства в системе, тексте и дискурсе: материалы междунар. науч. конф., посвящ. памяти д-ра филол. наук, проф., чл.-кор. АПН РСФСР А. Н. Гвоздева (1892– 1959), 25–27 ноября 2002 г.: в 2 ч. / Е. П. Пронина, Е. С. Скобликова (отв. ред.) и др. Самара: СамГПУ, 2002. Ч. 1. С. 3–10.

19. Трефилова Т. Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. XIX в. – 20-е гг. ХХ в.) // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 101–117.

20. Цейтлин С. Н. Вопросы изучения детской речи в трудах А. Н. Гвоздева // Русский язык в школе. 2007. № 6. С. 47–51.

21. Чуковский К. И. Дневник. Т. 2.: 1920– 1935 / сост., подготовка текстов, комментарии Е. Ц. Чуковской. М.: ОЛМА-Пресс, 2003. 671 с.

22. Чуковский К. И. От двух до пяти / комм. Е. Ц. Чуковской. М., 2010. 381 с.

23. Ши Юнпин. Погружение в детство, или записки ассистента // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия: Материалы ежегодной междунар. конф. / отв.ред. Т. А. Круглякова. СПб., 2018. С. 535–539.

24. Щерба Л. В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 24–39.

25. Якобсон Р. О. К языковедческой проблематике сознания и бессознательного // Якобсон Р. О. Язык и бессознательное. М., 1996. С.13–27.

26. Baudouin de Courtenay J. Spostrzeżenia na językiem dziecka. Wybór i opr. M. ChmuraKlekotowa. Wrocław, Warszawa, Kraków, Gdańsk, 1974.

27. Ingram D. First Language Acquisition. Method, Discription, and Explanation. Cambridge, 1989.

28. Polinsky M. Reaching the end point and stopping midway: different scenarios in the acquisition of Russian // Russian Linguistics. 2007. Vol. 31. № 2. Р. 157–199. https://doi.org/10.1007/s11185-007-9011-2.

29. Slobin D. Early Grammatical Development in Several Languages. with Special Attention to Soviet Research. Working Paper № 11. California Univ., Berkeley, 1968. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED029272.pdf (дата обращения: 09.01.2022).

30. Voeikova M. D. Classical studies on the acquisition of Russian as a first language (1900– 1950): an overview // Journal of Baltic Studies. 2012. V. 43. № 2. Р. 161–175. https://doi.org/10.1080/01629778.2012.674794.


Рецензия

Для цитирования:


Круглякова Т.А. Научное наследие А. Н. Гвоздева в исторической перспективе: от исследования речи одного ребенка к становлению онтолингвистики. Русский язык в школе. 2022;83(2):46-56. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-46-56

For citation:


Kruglyakova T.A. Gvozdev’s scientific heritage through history: from the rise of interest in the Russian child’s speech to the establishing of ontolinguistics (developmental linguistics). Russian language at school. 2022;83(2):46-56. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-46-56

Просмотров: 112


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)