Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

К вопросу об особенностях усвоения грамматической категории рода русско-якутскими билингвами младшего школьного возраста

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-35-45

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности усвоения грамматической категории рода русско-якутскими билингвами младшего школьного возраста. Актуальность работы определяется общим контекстом развития современной онтолингвистики как фундаментальной науки (выявление общности механизмов освоения русского языка как первого и как второго) и постановкой прикладных задач в области методики преподавания русского языка билингвам. Эксперимент, который проводился с русско-якутскими билингвами младшего школьного возраста (экспериментальные группы), с русскоязычными дошкольниками и взрослыми билингвами (контрольные группы), показал, что русско-якутскими билингвами младшего школьного возраста категория рода в целом освоена хуже, чем русскоязычными дошкольниками 3–4 лет. Самый сложный способ ее маркирования – синтаксический: у учащихся якутских (особенно) и русских классов начальной школы в Якутии появляется большое количество ошибок в согласовании по роду прилагательных и существительных, в координации глаголов прошедшего времени и существительных. Самую большую трудность для выпускников начальной школы представляет замена имен существительных личными местоимениями и согласование существительных с притяжательными прилагательными. Таким образом, начинать обучение детей, говорящих на языке саха, следует с освоения наиболее «прозрачных» способов выражения категории рода: лексического (сопоставление грамматического рода и пола людей/животных) и морфологического (маркирование рода в «перцептивно выпуклых» окончаниях имен существительных в И. п.). Необходимо также отметить роль русскоязычного инпута (речи окружающих людей, которую воспринимают и перерабатывают дети): при его достаточном количестве и высоком качестве категория рода оказывается освоенной лучше.

Об авторах

М. А. Еливанова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Мария Анатольевна Еливанова, кандидат филологических наук, доцент, кафедра языкового и литературного образования ребенка

г. Санкт-Петербург



А. И. Готовцева
Aist Educational center and Aist Childhood Center
Объединенные Арабские Эмираты

Анна Ивановна Готовцева, педагог начальных классов

Dubai



Список литературы

1. Аммосова Л. И. Состояние проблемы якутско-русского билингвизма на современном этапе // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 297–309.

2. Анисимов В. М. Методика обучения русскому языку в Саха начальной школе. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2000. 132 с.

3. Винокуров П. П., Филиппов Г. Г. Грамматика якутского языка. Фонетика, лексика, морфология. Якутск, 1995. 72 с.

4. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

5. Дизер Е. Освоение категории рода в рамках детского дву- и трехъязычия // Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 244–265.

6. Русская грамматика: в 2 т. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология / гл. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1980. 784 с. [РГ-80].

7. Сабаткоев Р. Трудности усвоения русского языка нерусскими учащимися [Электронный ресурс]. URL: http://iyazyki.prosv.ru/2016/06/difficulty-learning-russian-language/ (дата обращения: 18.12.2021).

8. Самсонов П. Н. Основные трудности усвоения русского языка учащимися-якутами // Якутский Ушинский. Кн. 1 / М-во образования РС(Я); авт.- сост. Т. П. Самсонова. Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2000. С. 59–67.

9. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2017. 240 с.

10. Цейтлин С. Н. Некоторые общие закономерности речевого онтогенеза // Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия. М.: Златоуст, 2014. С. 6–26.

11. Цейтлин С. Н. Онтолингвистический подход в лингвистическом сопровождении детей // Проблемы онтолингвистики – 2021: языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: ВВМ, 2021. С. 6–11.

12. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.

13. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. СПб.: Златоуст, 2012. 488 с.


Рецензия

Для цитирования:


Еливанова М.А., Готовцева А.И. К вопросу об особенностях усвоения грамматической категории рода русско-якутскими билингвами младшего школьного возраста. Русский язык в школе. 2022;83(2):35-45. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-35-45

For citation:


Elivanova M.A., Gotovtseva A.I. On the issue of the peculiarities of mastering the grammatical category of gender by Russian-Yakut bilinguals of primary school age. Russian language at school. 2022;83(2):35-45. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-35-45

Просмотров: 82


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)