Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А. Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрено значение дневника и научных исследований А. Н. Гвоздева в области детской речи для развития современной онтолингвистики. Цель статьи – сопоставить материалы работ Гвоздева и современные данные о нормах речевого развития ребенка. Проанализирована роль трудов А. Н. Гвоздева в создании представлений о нормах речевого развития детей в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Нормы, выявленные и сформулированные логопедом Н. С. Жуковой в 70-е гг. XX в. на основании книги Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» («условный эталон нормы»), сопоставлены с современными данными, полученными посредством статистической обработки заполненных родительских опросников.

Об авторе

М. Б. Елисеева
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Марина Борисовна Елисеева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языкового и  литературного образования ребенка Института детства

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.

2. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.

3. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: моногр. М.: Языки славянских культур, 2014. 342 с.

4. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев // Специальное образование. 2017. № 3 (47). С. 66–81.

5. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1. С. 120–135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09.

6. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. 240 с.

7. Цейтлин С. Н. Онтолингвистика в пути // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 12–22.

8. Цейтлин С. Н., Воейкова М. Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 182– 205. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-182-205.


Рецензия

Для цитирования:


Елисеева М.Б. Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А. Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными. Русский язык в школе. 2022;83(2):7-11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11

For citation:


Eliseeva M.B. Speech development norms according to the diary and research works by A. N. Gvozdev’s and modern data. Russian language at school. 2022;83(2):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11

Просмотров: 198


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)