

Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А. Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными
Аннотация
В статье рассмотрено значение дневника и научных исследований А. Н. Гвоздева в области детской речи для развития современной онтолингвистики. Цель статьи – сопоставить материалы работ Гвоздева и современные данные о нормах речевого развития ребенка. Проанализирована роль трудов А. Н. Гвоздева в создании представлений о нормах речевого развития детей в области фонетики, морфологии и синтаксиса. Нормы, выявленные и сформулированные логопедом Н. С. Жуковой в 70-е гг. XX в. на основании книги Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» («условный эталон нормы»), сопоставлены с современными данными, полученными посредством статистической обработки заполненных родительских опросников.
Об авторе
М. Б. ЕлисееваРоссия
Марина Борисовна Елисеева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языкового и литературного образования ребенка Института детства
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб.: Детство-Пресс; М.: Творческий центр Сфера, 2007. 470 с.
2. Доброва Г. Р. Вариативность речевого развития детей. М.: Языки славянской культуры, 2018. 264 с.
3. Елисеева М. Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: моногр. М.: Языки славянских культур, 2014. 342 с.
4. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Макартуровский опросник как инструмент диагностики лексического развития детей от 8 до 36 месяцев // Специальное образование. 2017. № 3 (47). С. 66–81.
5. Елисеева М. Б., Вершинина Е. А. Нормы усвоения грамматических категорий мальчиками и девочками раннего возраста (по данным Макартуровского опросника) // Специальное образование. 2020. № 1. С. 120–135. https://doi.org/10.26170/sp20-01-09.
6. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1990. 240 с.
7. Цейтлин С. Н. Онтолингвистика в пути // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 12–22.
8. Цейтлин С. Н., Воейкова М. Д. Санкт-Петербургская школа онтолингвистики // Вопросы психолингвистики. 2019. № 1 (39). С. 182– 205. https://doi.org/10.30982/2077-5911-2019-39-1-182-205.
Рецензия
Для цитирования:
Елисеева М.Б. Нормы речевого развития: анализ научных трудов и дневника А. Н. Гвоздева в сопоставлении с современными данными. Русский язык в школе. 2022;83(2):7-11. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11
For citation:
Eliseeva M.B. Speech development norms according to the diary and research works by A. N. Gvozdev’s and modern data. Russian language at school. 2022;83(2):7-11. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-2-7-11