Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла (из опыта работы)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-78-86

Аннотация

В статье обоснована необходимость создания психолого-педагогических условий для формирования профессионально-коммуникативной компетенции обучающихся вуза на дисциплинах речеведческого цикла. В их числе: понимание профессионального идеала как личностная, внутренняя мотивация обучения; использование коммуникативно-когнитивного подхода; ориентация на поэтапное формирование коммуникативной личности. Для выявления названных условий автором использованы следующие методы и приемы исследования: структурированное наблюдение за речью студентов, групповые и индивидуальные беседы с обучающимися, психосемантический метод, методы самохарактеризации и самопрезентации, социально-педагогическое обследование. На примере изучения речевых жанров, орфографических и орфоэпических норм русского языка показаны приемы работы, нацеленной на поэтапное формирование коммуникативной личности и профессионального идеала обучающихся.

Об авторе

Н. В. Черникова
Мичуринский государственный аграрный университет
Россия

Наталия Владимировна Черникова, доктор филологических наук, профессор

г. Мичуринск



Список литературы

1. Виноградов В. В. О культуре русской речи // Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н.Ширяева. М.: ИНФРА-М, 2009. С. 342–348.

2. Гаврилов В. В. Использование активных методов обучения в процессе развития коммуникативной компетенции студентов вуза (в рамках дисциплины «Русский язык и культура речи») // Педагогический журнал Башкортостана. 2020. № 1. С. 127–137.

3. Евтушенко О. А. Коммуникативная личность в современном административном дискурсе // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2016. Т. 2, № 4. С. 73–80.

4. Ипполитова Н. А., Смелкова З. С., Ладыженская Т. А. Риторика. М.: Проспект, 2020. 448с.

5. Исаева Н. А. Стратегии решения методических проблем в высшем филологическом образовании // Русский язык в школе. 2019. № 1. С. 96–100. http://doi.org/10.30515/0131-61412019-80-1-96-100.

6. Мишина И. И. Оценка навыков речевой самопрезентации // Русский язык в школе. 2018. № 2. С. 69–73. http://doi.org/10.30515/0131-61412018-79-2-69-73.

7. Морозова Т. В., Лузанов А. А. Грамотная речь как социально необходимое качество будущего инженера // Евразийское научное объединение. 2019. № 10–5(56). С. 404–406.

8. Прохоренко Л. В. Речевые жанры, обеспечивающие самораскрытие личности // Русский язык в школе. 2018. № 2. С. 63–68. http://doi. org/10.30515/0131-6141-2018-79-2-63-68.

9. Распопова Т. А. О преподавании дисциплины «Педагогическая риторика» // Русский язык в школе. 2015. № 5. С. 73–78.

10. Сенченкова Е. В. Использование метода кластера при изучении в вузе дисциплины «Русский язык и культура речи» // Русский язык в школе. 2018. № 4. С. 68–72. http://doi. org/10.30515/0131-6141-2018-79-4-68-72.

11. Сидорова Н. И. Культурно-речевая характеристика языковой личности юриста, экономиста, психолога // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах ФСИН России: сб. материалов межрегионального научно-практического семинара с международным участием. Рязань: Академия права и управления федеральной службы исполнения наказаний, 2017. С. 200–207.

12. Стернин И. А. Основы речевого воздействия. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 289 с.

13. Ходякова Л. А., Рамазанов Р. К. Новые подходы к формированию профессиональной компетентности иностранных студентов-филологов // Русский язык в школе. 2017. № 5. С. 78–82.

14. Чеботарева Е. Ю. Коммуникативная личность представителей миноритарной культуры в ситуациях межкультурного взаимодействия // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 39. С. 7.

15. Чуйкина Л. А., Алдыназарова Р. М. Культура речи как составная часть профессионального образования будущего инженера // Lingua mobilis. 2012. № 1(34). С. 62–66.


Рецензия

Для цитирования:


Черникова Н.В. Психолого-педагогические условия формирования профессионально-коммуникативной компетенции студентов на дисциплинах речеведческого цикла (из опыта работы). Русский язык в школе. 2022;83(1):78-86. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-78-86

For citation:


Chernikova N.V. The psycho-pedagogical conditions for the formation of students’ professional and communicative competence in the course of teaching speech-oriented disciplines (from the author’s teaching experience). Russian language at school. 2022;83(1):78-86. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-78-86

Просмотров: 427


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)