Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

«Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43

Аннотация

Статья посвящена анализу способов выражения субъективной оценки говорящего/ пишущего в сочинениях детей 11–12 лет. Рассматривается структурно-семантический репертуар средств субъективации, их функциональные возможности, а также частота использования в описаниях и рассуждениях. Установлено, что «субъективная» плотность текстов-рассуждений отражает уровень развития вербальной рефлексии (сопряженной с моделью психического) и соотносится с академическими достижениями детей. Результаты сопоставляются с данными о более позднем усвоении средств, эксплицирующих субъективное начало. В исследовании сочетаются методы лонгитюдного и срезового наблюдения, элементы статистической обработки данных и теоретические принципы анализа языкового материала, принятые в Петербургской школе функциональной грамматики. Средства субъективации интерпретируются в связи с понятиями модуса, модусной рамки и авторства. Предлагаемые учителям-словесникам рекомендации учитывают когнитивную и системно-языковую сложность различных средств субъективации и направлены на развитие коммуникативных навыков, способствующих успешной социализации школьников.

Об авторах

В. В. Казаковская
Институт лингвистических исследований, Российская академия наук
Россия

Виктория Виладиевна Казаковская, доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник отдела теории грамматики

г. Санкт-Петербург



М. В. Гаврилова
Средняя общеобразовательная школа № 38
Россия

Марина Викторовна Гаврилова, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, руководитель районного методического объединения учителей русского языка, директор

г. Абдулино, Оренбургская обл.



Список литературы

1. Баранов А. Н., Добровольский О. Д. Динамика стиля русской письменной речи: корпусный эксперимент // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам международной конференции «Диалог 2020» (Москва, 17–20 июня 2020 г.). Вып. 19 (26), основной том. М.: РГГУ, 2020. С. 48–61. DOI: 10.28995/2075-7182-2020-19-48-61.

2. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. Ч. 2. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. 192 с.

3. Казаковская В. В. Языковое и когнитивное в усвоении эпистемической модальности // ACTA LINGUISTICA PETROPOLITANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. 2017. Т. XIII. Ч. 3. С. 542–575.

4. Казаковская В. В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый – ребенок»: Психолингвистический аспект. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2019. 448 с.

5. Казаковская В. В., Гаврилова М. В. Вводность и тинейджер (к проблеме точки зрения) // Современная онтолингвистика: проблемы, методы, открытия. Материалы ежегодной международной научной конференции (Санкт-Петербург, 24–26 июня 2019 г.). Иваново: ЛИСТОС, 2019. С. 389–397.

6. Казаковская В. В., Онипенко Н. К. Грамматика точки зрения: вводно-модальные слова в речи взрослых и детей // Проблемы функциональной грамматики: Отношение к говорящему в семантике грамматических категорий / В. В. Казаковская, М. Д. Воейкова (отв. ред.). М.: Издательский Дом ЯСК, 2020. C. 246–288.

7. Краузе М. Модальные маркеры в речи детей: становление функций и системы // Детская речь как предмет лингвистического исследования. СПб.: Наука, 2004. С. 136–139.

8. Овчинникова И. Г., Угланова И., Краузе М. Об оценке детьми двух возрастных групп степени уверенности / неуверенности высказывания // Проблемы онтолингвистики – 1999. СПб.: Издво РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. С. 132–133.

9. Седов К. Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М.: Лабиринт, 2004. 317 с.

10. Сергиенко Е. А., Уланова А. Ю., Лебедева Е. И. Модель психического: Структура и динамика. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 503 с.

11. Слабодкина Т. А., Федорова О. В. Анализ речевых сбоев в дискурсе русскоязычных детей 10–12 лет // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам международной конференции «Диалог 2018» (Москва, 30 мая – 2 июня 2018 г.). М.: РГГУ, 2018. Вып. 17 (24). С. 683–693.

12. Bartsch K., Wellman H. M. Children talk about the mind. Oxford University Press, 1995. 234 p.

13. Berman R. (ed.). Language Development across Childhood and Adolescence. TILAR. Vol. 3. John Benjamins, 2004. 308 p.

14. Berman R. Language Development and Literacy // R. Levesque (ed.). Encyclopedia of Adolescence. Springer, Cham, 2017. P. 1–11. DOI:10.1007/978-3-319-32132-5_19-2.

15. Hale C. M., Tager-Flusberg H. The influence of language on theory of mind: A training study // Developmental science. 2003. No. 6 (30). P. 346– 359. DOI: 10.1111/1467–7687.00289.

16. Kazakovskaya V. Epistemic modality in the speech of Russian young children and adolescents // Philologia Estonica. 2020. No. 5. P. 134– 166. DOI: 10.22601/PET.2020.05.05.

17. Kazakovskaya V. Epistemic modality in Russian child language // U. Stephany, A. Aksu-Koç (eds). Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-linguistic Perspective. Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2021. P. 421–453. DOI: 10.1515/9781501504457.

18. Lohmann H., Tomasello M. The role of language in the development of false belief understanding: A training study // Child Development. 2003. No. 74 (4). P. 1130–1144. DOI: 10.1111/14678624.00597.

19. Slaughter V., Imuta K., Peterson C. C., Henry J. D. Meta-Analysis of Theory of Mind and Peer Popularity in the Preschool and Early School Years // Child Development. 2015. No. 86 (4). P. 1159–1174. DOI:10.1111/cdev.12372.

20. StephanyU.,Aksu-Koç (eds). Development of Modality in First Language Acquisition: A Cross-linguistic Perspective. Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2021. DOI:10.1515/9781501504457.

21. Tompkins V., Farrar M. J., Montgomery D. E. Speaking Your Mind: Language and Narrative in Young Children’s Theory of Mind Development // Advances in child development and behavior. JAI. 2019. No. 56. P. 109–140. DOI:10.1016/bs.acdb.2018.11.003.


Рецензия

Для цитирования:


Казаковская В.В., Гаврилова М.В. «Мое мнение, что…»: субъективное начало в письменном дискурсе школьников. Русский язык в школе. 2021;82(6):31-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43

For citation:


Kazakovskaya V.V., Gavrilova M.V. "My opinion is that…": the subjective introduction in school students’ written discourse. Russian language at school. 2021;82(6):31-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-6-31-43

Просмотров: 463


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)