Работа с афоризмами в школе (система аналитических, творческих и проектных заданий)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-37-47
Аннотация
В статье представлена методика многоаспектной работы с афористическими высказываниями на уроках русского языка. Изучение афоризмов в школе обусловлено, с одной стороны, необходимостью совершенствования способности учащихся понимать и интерпретировать произведения разной жанровой природы, с другой – недостаточной сформированностью у старшеклассников умений создавать оригинальное высказывание нравственной, гражданской или философской направленности, что является проблемной зоной при прохождении итоговой аттестации. Предлагаемые восемь этапов обучения основаны на аксиологическом и системно-деятельностном подходах. Они включают в себя последовательные упражнения, обучающие оперированию с афористическими высказываниями, и активизируют разные виды речемыслительной деятельности. Особое внимание при постижении парадоксальной природы афористического суждения уделяется приемам развития гибкости мышления и познавательной активности, что предполагает опору на эмоциональный интеллект учащихся (удивление, сомнение, догадка). Работа по предлагаемой методике не только повышает качество предметной обученности, но и влияет на достижение метапредметных и личностных результатов. Познавательные компетенции формируются при истолковании и классификации афоризмов; регулятивные универсальные действия отрабатываются в процессе оценивания «конкурса» афоризмов, самопроверки и взаимопроверки; коммуникативные – в проектной работе в команде. Личностными результатами обучения являются укрепление ценностно-смысловых установок и развитие эстетического сознания.
Ключевые слова
Об авторе
Ю. В. МалковаРоссия
Юлия Владиславовна Малкова, кандидат филологических наук, доцент
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: Наука, 1981. 138 с.
2. Жолковский А. К., Щеглов Ю. К. Разбор одной авторской паремии // Паремиологический сборник: пословица, загадка: структура, смысл, текст; сост., ред. и предисл. Г. Л. Пермякова. М.: Наука, 1978. С. 163–211.
3. Иванов Е. Е. Афоризм как объект лингвистики: основные признаки // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2020. Т. 11, № 4. С. 659–706. DOI: 1022363/2313-2299-2020-11-4-659-706.
4. Карасик В. И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. 495 с.
5. Козырев В. А., Черняк В. Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 356 с.
6. Королькова А. В. Афористика в контексте русской культуры: монография. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2018. 226 с.
7. Коряковцев А. Карнавал языка. Афоризм как литературный жанр // Урал. 2002. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ural/2002/3/karnaval-yazyka.html (дата обращения: 09.07.2021).
8. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход: учеб. пособие. М.: Прогресс-Традиция: ИНФРА-М, 2003. 381 с.
9. Малкова Ю. В. От метафорического портрета к эссе: развитие концептуального мышления школьников // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. СПб.: Книжный дом, 2017. С. 146–165.
10. Федоренко Н. Т., Сокольская Л. И. Афористика. М.: Наука, 1990. 145 с.
Рецензия
Для цитирования:
Малкова Ю.В. Работа с афоризмами в школе (система аналитических, творческих и проектных заданий). Русский язык в школе. 2021;82(5):37-47. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-37-47
For citation:
Malkova Y.V. Work with aphorisms at school (a system of analytic, creative and project tasks). Russian language at school. 2021;82(5):37-47. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-37-47