Фразеологический словарь в школе и дома: какой выбрать и как использовать
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-26-36
Аннотация
В статье представлены результаты анализа современных школьных фразеологических словарей с лингвистической и лингвометодической точек зрения. Цель статьи – показать читателям, и прежде всего учителям русского языка, возможности использования данных фразеологических словарей в школьной практике, предложить рекомендации по организации работы с фразеологическим словарем как справочником, учебным пособием и книгой для семейного чтения. Применение авторами статьи методов компонентного, контекстуального, историко-этимологического и лингвокультурологического анализа, а также методики этимологического парафразирования и лингвометодического фразеографического конструирования позволило разработать концепцию интерактивной аспектной и комплексной учебной репрезентации фразеологизмов, которая реализована в опубликованных словарях и также представлена в статье. Внимание учителя – пользователя фразеологических словарей – обращается на выявленные в ходе их анализа недочетыв оформлении таких параметров словарной статьи, как заголовок, толкование оборота и этимологический комментарий. Даются рекомендации по выбору словарей, корректно репрезентирующих фразеологизмы. Инновационные учебные фразеологические словари, соответствующие деятельностному подходу в обучении, представлены в статье материалами Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии ПсковГУ. Методически значимым в этих проектах является соотнесение параметрических зон словарных статей с уровнями освоения фразеологизма. Работа с занимательным этимологическим словарем на уроке и дома формирует у юного читателя исследовательские качества, позволяет освоить насыщенный культурно-исторический фон фразеологизмов. Фразеологический словарь-практикум расширяет активный фразеологический запас школьника, развивает речевые навыки. Словари в рассказах, рекомендуемые для семейного чтения, предлагают читателям увлекательную сюжетную репрезентацию фразеологизмов, содержат разноплановые задания для совместного творчества взрослых и детей. Таким образом, проведенное сравнение современных учебных фразеологических словарей должно помочь учителю выбрать необходимый словарь и организовать работу с ним в соответствии с намеченными целями и задачами.
Ключевые слова
Об авторах
Т. Г. НикитинаРоссия
Татьяна Геннадьевна Никитина, доктор филологических наук, профессор, кафедра образовательных технологий
г. Псков
Е. И. Рогалёва
Россия
Елена Ивановна Рогалёва, доктор филологических наук, профессор, кафедра образовательных технологий
г. Псков
Список литературы
1. Антонов В. П., Гончаров А. М., Щербакова Е. И. Изучение фразеологии в средней школе: сопоставительный анализ учебно-методических комплексов по русскому языку // Вестник Хакасского государственного университета. 2014. № 7. С. 101–111.
2. Жесткова Е. А. Методические аспекты изучения фразеологии в начальной школе // Культура и образование. 2014. № 11 (15) [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/11/2515 (дата обращения: 30.06.2021).
3. Маслова Г. В., Рогалёва Е. И. Методические условия активизации фразеологизмов в речи младших школьников // Вестник Псковского государственного университета. 2016. № 3. С. 184–192.
4. Павлова А. Э. Использование школьного словаря «Жизнь русской фразеологии в художественной речи» А. М. Мелерович, В. М. Мокиенко на уроках русского языка // Жизнь фразеологии – фразеология в жизни: сборник научных статей. Кострома, 2018. С. 254–261.
5. Рогалёва Е. И. Современная учебная фразеография: теория и практика: монография. Псков: Логос Плюс, 2014. 344 с.
6. Чиликова И. А. Фразеологизм как особая единица изучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях полиэтнического класса // Филологическое образование в период детства. 2019. № 26. С. 140–146.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И. Фразеологический словарь в школе и дома: какой выбрать и как использовать. Русский язык в школе. 2021;82(5):26-36. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-26-36
For citation:
Nikitina T.G., Rogaleva E.I. An idiom (phraseological) dictionary at school and at home: which to choose and how to use. Russian language at school. 2021;82(5):26-36. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-5-26-36