Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74
Аннотация
Цель статьи – показать возможные подходы к решению проблемы комплексного лингвистического описания языковой способности, речевой компетенции, речевой деятельности представителей поколения Z на основе оценки речевых действий, применяемых в процессе ассоциирования и в ходе неподготовленной связной письменной речевой деятельности. Материал: результаты ассоциативных свободных и направленных экспериментов, проведенных автором в 2010–2012, 2015–2016, 2019–2021 гг.; тексты сочинений «Я и мир вокруг меня», «Если бы не было компьютеров и планшетов…», «Мой город» («Где я люблю бывать в Омске? Почему?»), «На кого я хочу быть похожим», «Старый человек, какой он?», «Старость, какая она?», «В старости я буду…», «Что такое счастье, как я его понимаю», написанные учащимися VII–IX классов средних школ г. Омска в2005, 2010, 2015–2016, 2020 гг. Методы: ассоциативный свободный и направленный эксперимент, комплексный анализ текста, в рамках которого выявлялись коммуникативные (речевые стратегии и тактики, тип коммуникации), когнитивные (способы актуализации смыслов, когнитивных структур), семантические (отбор слов, распределение предметных признаков, выделение предикатов и пр.), статистические (количество слов в предложении, предложений в тексте) параметры. Результаты исследования: выявлены особенности речевых действий свободного и направленного ассоциирования, оперирование жаргонными вербальными и графическими знаками, доминирование типовых сценариев, связанных с наличием в языковом сознании определенных когнитивных фрагментов, воздействие социальных стереотипов. В статье делаются следующие выводы: в коммуникативной организации связных текстов преобладает Я-субъектная коммуникация как средство организации повествования и вне зависимости от формулировки темы; смысловое развитие текстов опирается на форму и содержание заглавия, буквально следуя ему в режиме реактивных диалоговых стратегий; вводные и заключительные разделы текстов редуцированы; на информационном уровне содержательно-концептуальная информация преобладает над содержательно-фактуальной, прямо сориентирована на тезис, обозначенный в заглавии, круг семантических, смысловых, когнитивных линий текстов ограничен, отсутствует смысловая многослойность; освоение формата цельного связного речевого произведения обусловлено уровнем развития дискурсивного мышления подростков, в частности, недостаточным развитием речевой деятельности. Последнее проявляется в структурной простоте и малом объеме текста, создании когезии за счет лексических и синтаксических повторов. Типы применяемых речевых действий, направленных на вербализацию смыслов, в процессе письменной речевой деятельности связаны с воспроизведением сформированных в сознании когнитивных сценариев (временных, идентификационных, бытийных); указанные сценарии проявляются также в процессах свободного и направленного ассоциирования в экспериментальных условиях.
Об авторе
Л. О. БутаковаРоссия
Лариса Олеговна Бутакова, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания
г. Омск
Список литературы
1. Балашова Л. В. Социолектная метафора в диахронии (на материале школьного жаргона XIX в. и начала XXI в.) // Русский язык сегодня. Вып. 5. Проблемы речевого общения: сб. докладов / отв. ред. Н. Н. Розанова. М.: ФЛИНТА; Наука, 2012. С. 23–32.
2. Бутакова Л. О. Динамика развития языковой способности и речевой компетенции носителей русского языка: экспериментальное исследование речи школьников одного региона: монография. Омск: Омск. гос. ун-т им.Ф.М.Достоевского; «Вариант-Омск», 2010. 150 с.
3. Бутакова Л. О. Старость как концептуальный феномен: региональный и возрастной аспекты ассоциативной семантики // Psycholinguistics. Series: Philology. 2018. № 23 (2). С. 25–39. DOI: 10.5281/zenodo.1205003.
4. Бутакова Л. О., Гуц Е. Н., Орлова Н. В. Проект «Региональное языковое сознание: возрастной аспект» // Вопросы психолингвистики. 2018. № 2(36). С. 146–168. DOI: 10.30982/20775911-2-146-167.
5. Бутакова Л. О. Языковая способность и речевая компетенция школьников: анализ сформированности когнитивных механизмов // Вестник ВолГУ. Серия 2, Языкознание. 2016. Т. 15, № 4. С. 40–52. DOI: https://doi. org/10.15688/jvolsu2.2016.4.4 [Бутакова 2016 б].
6. Детство в дискурсивном пространстве региона: комплексный анализ ценностных фрагментов языкового сознания и институциональных коммуникаций: монография / Л. О. Бутакова, Е. Н. Гуц, Е. А. Козловская; рец. Т. А. Гридина. Омск: Наука, 2018. 444 с.
7. Глотов М. Б. Поколение как категория социологии // Социологические исследования. 2004. № 10. С. 42–48.
8. Гольдин В. Е. Возрастная динамика словесных ассоциаций школьников // Язык в движении: к 70-летию Л. П. Крысина: сб. статей / редкол.: отв. ред. Е. А. Земская, М. Л. Каленчук и др. М.: Языки славянской культуры, 2007. С. 126–137.
9. Гридина Т. А. Вербальная креативность ребенка: от истоков словотворчества к языковой игре: монография. 2-е изд., испр. и доп. Екатеринбург: УрГПУ, 2018. 272 с.
10. Гуц Е. Н. Психолингвистическое исследование языкового сознания подростка. Омск: Вариант: Сибирь, 2005.
11. Доценко Т. И. Активные процессы в лексиконе подростка // Русский язык сегодня: активные языковые процессы конца XX века. Вып. 2. М.: Азбуковник, 2003. С. 135–147.
12. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III–VIII классов // Н. И. Жинкин. Язык – речь – творчество. Исследования по семиотике, психолингвистике, поэтике: избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. С. 183–219.
13. Журавлев С. И. Клиповое мышление как способ видения реальности // Аспирантский Вестник Поволжья. 2014. Т. 14, № 7–8. С. 27–31.
14. Залевская А. А. Интерфейсная теория значения слова: психолингвистический подход: монография. Лондон: Международная академия наук и высшего образования, 2014.
15. Залевская А. А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека // А. А. Залевская. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избр. тр. М.: Гнозис, 2005. С. 31–132.
16. Коммуникативное поведение младшего школьника / Н. А. Лемяскина, И. А. Стернин. Воронеж: Центр – Чернозем. кн. изд-во, 2000. 194 c.
17. Лексикон младшего школьника: характеристика лекс. компонента языковой компетенции / И. Г. Овчинникова, Н. И. Береснева, Л. А. Дубровская и др. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000. 312 с.
18. Лингвистика креатива – 3: коллективная монография / под общ. ред. Т. А. Гридиной. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2014. 343 с.
19. Мифы о «поколении Z» / Н. В. Богачева, Е. В. Сивак. М.: НИУ ВШЭ, 2019. 64 с.
20. Овчинникова И. Г. Входящие и исходящие связи слова в ментальном лексиконе младшего школьника // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2018. № 189. С. 160–169.
21. Орлова Н. В. Речь школьника на уроках словесности: онтолингвистический и дискурсивный подходы: монография. Омск: Вариант-Омск, 2010. 92 с.
22. Пищальникова В. А. Интеграция лингвистических дисциплин как объективная необходимость развития современного языковедения // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 6. М.; Барнаул, 2003. с. 3–16. [Пищальникова 2003а].
23. Пищальникова В. А. Психолингвистика и современное языковедение // Методология современной психолингвистики: сб. ст. / науч. ред. В. А. Пищальникова. М.; Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2003. С. 4–22 [Пищальникова 2003б].
24. Подгорная Е. А., Демиденко К. А. Языковое сознание подростка и интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 6 (60): в 3 ч. Ч. 3. C. 125–130.
25. Подольский Д. А. Ценности современных подростков: сравнение различных методов исследования // Образование личности. 2012. № 2. С. 51–58.
26. Пожилой человек в современных русскоязычных дискурсах: комплексное лингвистическое исследование: монография / Л. О. Бутакова, Е. Н. Гуц, Н. В. Орлова и др.; под ред. Л. О. Бутаковой и Н. В. Орловой. Омск: ООО «Амфора», 2020. с.
27. Рогожникова Т. М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова. Уфа: Уфим. гос авиац. техн. ун-т, 2000. 242 c.
28. Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистический аспекты / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. 179 с.
29. Сдобнова А. П. Лексикон школьника как динамическая система. Саратов: изд-во Сар. ун-та, 2015. 245 с.
30. Солдатова Г. У., Никонова Е. Ю., Кошевая А. Г., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Том 9, № 4. С. 8–21. DOI:10.17759/jmfp.2020090401.
31. Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М.: Знак, 2009. 592 с.
32. Baumgartner S. E. et al. The relationship between media multitasking and attention problems in adolescents: Results of two longitudinal studies // Human Communication Research. 2018. Vol. 44, No. 1, P. 3–30. DOI:10.1111/hcre.12111.
33. Strauss W., Howe N. Generations: the history of America`s future, 1584 to 2069. New York: William Morrow and Company Inc.,1991.
34. Peifer C., Zipp G. All at once? The effects of multitasking behavior on flow and subjective performance // European Journal of Work and Organizational Psychology, 2019. Vol. 28, No. 5, P. 682–690. DOI:10.1080/1359432X.2019.1647168.
35. Shin M., Kemps E. Media multitasking as an avoidance coping strategy against emotionally negative stimuli // Anxiety, Stress, & Coping. 2020. Vol. 33, No. 4. P. 440–451. DOI:10.1080/10615806.2020.1745194.
Рецензия
Для цитирования:
Бутакова Л.О. Языковая способность, речевая компетенция, речевая деятельность представителей поколения Z. Русский язык в школе. 2021;82(4):61-74. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74
For citation:
Butakova L.O. The language ability, speech competence, speech activity of Generation Z. Russian language at school. 2021;82(4):61-74. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-4-61-74