Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Кто я? (Личное имя как инструмент самоидентификации русскоязычных детей-билингвов)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-66-75

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются результаты обработки социолингвистического электронного анкетирования, проведенного в 2017–2019 гг. в Финляндии. Цель анкетирования – выяснить отношение детей в би- и полилингвальных семьях, проживающих в Финляндии, к своему имени. На анкету ответили 19 детей (дополнительно проведено 4 интервью) в возрасте от 10 до 16 лет (2002–2010 гг. рождения). Методами исследования являлись: метод социолингвистического электронного анкетирования, сопряженный в необходимых случаях с фокусированным интервью, метод верификации полученных социолингвистических данных, метод case study. Результатами проведенного исследования стало выявление социопсихологических мотивов, обусловливающих функционирование вариантов имен детей с ориентацией как на культуру родителей (семьи), так и на финский социум. Новизна проведенного пилотного исследования заключается в анализе рефлексии детей-билингвов о своем личном имени, отражающей процессы самоидентификации.

Об авторах

А. В. Зеленин
Университет Тампере
Финляндия

 Александр Васильевич Зеленин, доктор филологических наук, лектор, факультет информационных технологий и коммуникационных наук 

г. Тампере



Н. Л. Иванова
Университет Тампере
Финляндия

 Наталия Леонидовна Иванова, магистр, факультет информационных технологий и коммуникационных наук 

г. Тампере



Список литературы

1. Бойко Л. Б. О структуре антропонима и его функционировании в русском и английском языках // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2015. № 2. С. 14–22.

2. Губогло М. Н. Идентификация идентичности: этносоциологические очерки. М.: Наука, 2003. 764 с.

3. Зеленин А. В. Немцы в русской культуре (лингвистическая имагология) // Русский язык в школе. 2013. № 4. С. 63–71.

4. Зеленин А. В., Иванова Н. Л. Кто ты? (Родительские стратегии имянаречения детей-билингвов) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 5. С. 67–74. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-5-67-74.

5. Комова Т. А. Концепты языка в контексте истории и культуры. М.: МАКС Пресс, 2003. 118 с.

6. Чиршева Г. Н. Межъязыковые инновации в речи американских русских детей // Уральский филологический вестник. Язык. Система. Личность. Лингвистика креатива. 2012. № 3. C. 50–54.

7. Ainciburu M. C., Buttazzi I. "Esa no soy Yo": Self-Image and Name Change from the Perspective of Female Immigrants // Languages. 2019. Vol. 4, No. 4 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.3390/languages4040083 (accessed: 20.02.2020).

8. Ainiala T., Saarelma M., Sjöblom P. Names in Focus: an Introduction to Finnish Onomastics. Helsinki: Finnish Literature Society, 2012. 287 p.

9. Alford R. D. Naming and identity: a cross-cultural study of personal naming practices. New Haven: HRAF Press, 1988. 190 p.

10. Bredella L. The Anthropological and Pedagogical Significance of Aesthetic Reading in the Foreign Language Classroom. Challenges of Literary Texts in the Foreign Language Classroom. Bredella and W. Delanoy (eds.). Tubingen: Gunter Narr, 1996. P. 1–29.

11. Delanoy W. Come to Mecca: Assessing a Literary Text’s Potential for Intercultural Learning. Experiencing a Foreign Culture. W. Delanoy, J. Köberl and H. Tschachler (eds.). Tubingen: Narr, 1993. P. 275–299.

12. Frändén M. "Surnames in the Melting Pot: Presentation of a Project on Surnames and Immigration" // Proceedings of the 25th International Congress of Onomastic Sciences. Carole Hough [s] Daria Izdebska (eds.). Glasgow: University of Glasgow, 2016. P. 233–237.

13. Gil R. Neuropsychologie. 7 ed. Elsevier-masson, 2018. 512 p.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations across Nations. ThousandOaks, CA: Sage, 2001. P. 9–10.

15. Kiviniemi E. Rakkaan lapsen monet nimet: suomalaisten erunimet ja nimenvalinta. Espoo: Weilin Göös, 1982. 376 p.

16. Kiviniemi E. Suomalaisten etunimet. Suomalaisen Kirjallisuuden Seuran Toimituksia 1103. Helsinki: Suomalaisen Kirjallisuuden Seura, 2006. 431 p.

17. Kowalik-Kaleta Z. Historia nazwisk polskich na tle społecznym i obyczajowym (МII–МV wiek). Warszawa: Slawistyczny Ośrodek Wydawniczy, 2007. T. 1. 440 s.

18. Latomaa S. Kotikielestä äidinkieleen ja kaksikielisyyteen // Oma kieli kullan kallis. Opas oman äidinkielen opetukseen. Helsinki: Opetushallitus, 2007. P. 36–40.

19. Lindlof T. R., Taylor B. C. Qualitative Communication Research Methods. Sage Publications, 2010. 400 p.

20. Mallinson Ch., Childs B., Van Herk G. Data Collection in Sociolinguistics: Methods and Applications. 2nd ed. London: Routledge, 2017. 348 p.

21. Mathews G. Global Culture / Individual Identity: Searching for Home in the Cultural Supermarket. London: Routledge, 2000. 228 p.

22. Milroy L., Gordon M. Sociolinguistics: Method and Interpretation. John Wiley s Sons, 2008. 280 p.

23. Nicolaisen W. F. H. In the beginning was the name: Selected essays by Professor W. F. H. Nicolaisen. Glasgow, 1999.

24. Nissilä L., Vaarala H., Pitkänen K., Dufva M. Kaksi- ja monikielisten kielelliset oppimisvaikeudet ja kielen oppimisen tuki. Maahanmuuttajien oppimisvaikeudet. 2 painos / toim. L. Nissilä, H.-M. Sarlin. Helsinki: Opetushallitus, 2009. P. 36–63.

25. Nyström S. "Names and Meaning" // The Oxford Handbook of Names and Naming. Carole Hough (ed.). Oxford: OUP, 2016. P. 3.

26. Schuman H. Attitude surveys: Question-answer processes // Concise Encyclopedia of Sociolinguistics. R. Mesthrie (ed.). Oxford: Elsevier, 2001. P. 761–765.

27. Simmonds F. N. Naming and identity. Reconstructing Womanhood, Reconstructing Feminism. Writing on Black Women. D. Jarret-Macauley (ed.). L., N. Y., 1996. P. 104–115.

28. Walkowiak J. B. Personal Name Policy: From Theory to Practice. Poznań: Wydział Neofilologii UAM, 2016. 421 p.


Рецензия

Для цитирования:


Зеленин А.В., Иванова Н.Л. Кто я? (Личное имя как инструмент самоидентификации русскоязычных детей-билингвов). Русский язык в школе. 2021;82(2):66-75. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-66-75

For citation:


Zelenin A.V., Ivanova N.L. Who am I? (Personal name as a tool for self-identification of Russianspeaking bilingual children). Russian language at school. 2021;82(2):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-66-75

Просмотров: 537


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)