Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Специфика совершенствования профессиональных компетенций учителей в вопросах подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому языку

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-16-21

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема обучения педагогов-словесников работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, и предлагается способ ее решения. Цель статьи – раскрыть содержание программы совершенствования профессиональных компетенций учителей русского языка и литературы массовых общеобразовательных школ «Методические аспекты подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому языку». Достижение обозначенной цели потребовало применения аналитических методов: ретроспективного анализа научной литературы, контент-анализа периодической печати по проблеме исследования; практических методов (актуализации личного опыта работы в системе повышения квалификации педагогических работников по направлению специального (коррекционного) и инклюзивного образования). Предлагаемая программа совершенствования профессиональных компетенций педагогов-словесников основывается на положениях школьной лингводидактики и требованиях специальной методики русского языка. Она состоит из двух модулей. В первом раскрываются механизмы организации устного собеседования, государственного выпускного экзамена и основного государственного экзамена по русскому языку для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Второй модуль позволяет в ходе практической работы познакомить педагогов с особенностями формирования навыков устной речи у обучающихся рассматриваемой категории.

Об авторе

Н. П. Полякова
Чувашский республиканский институт образования
Россия

 Надежда Петровна Полякова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального развития педагогических работников 

г. Чебоксары, Республика Чувашия



Список литературы

1. Алмазова А. А. Особенности речевого развития учащихся среднего звена специальной (коррекционной) школы V вида // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: моногр. сб. М.: Прометей, 2005. С. 176–182.

2. Вучинич В., Эшкирович Б. Элементы языковой компетенции у детей с нарушением зрения // Дефектология. 2009. № 2. С. 36–40.

3. Полякова Н. П. Содержательные аспекты подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 3. С. 52–57. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-3-52-57.

4. Полякова Н. П. Формирование лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка: монография. СПб.: Реноме, 2018. 118 с.

5. Трофимова В. И., Полякова Н. П. Организационные аспекты подготовки обучающихся с ОВЗ к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку // Народная школа. 2019. № 3. С. 9–11.


Рецензия

Для цитирования:


Полякова Н.П. Специфика совершенствования профессиональных компетенций учителей в вопросах подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому собеседованию по русскому языку. Русский язык в школе. 2021;82(2):16-21. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-16-21

For citation:


Polyakova N.P. Specifics of improving the professional competencies of teachers in the following areas of preparing students with disabilities for the final interview in the Russian language. Russian language at school. 2021;82(2):16-21. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-16-21

Просмотров: 379


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)