Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

О видах анализа художественного текста на уроках русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-7-15

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – исследовать и охарактеризовать виды анализа художественного текста на уроках русского языка, опираясь на научный и практический опыт методик преподавания русского языка и литературы в школе. Первый вид анализа представляет собой сочетание заданий, направленных на понимание содержания произведения как явления искусства и на выявление его структурных особенностей, что актуализирует методические принципы школьного преподавания литературы. Эта модель включает также лингвостилистические задания, охватывающие различные уровни языковой системы. Такой анализ может быть назван комплексным. Ко второму виду анализа следует отнести сфокусированный анализ, организованный в рамках работы с концептом. Главная цель деятельности школьников в этом случае – выявление смыслов, т. е. заместителей того или иного лексического значения слова-концепта. Охарактеризованные в статье виды анализа помогают школьникам осознать художественный текст в его смысловой цельности.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан,  доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой словесности и культурологии 

г. Нижний Новгород



Список литературы

1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / сост. С. Г. Бочаров; текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Виноградов В. В. О теории художественной речи: учеб. пособие. М.: Высш. шк., 1971. 240 с.

3. Геймбух Е. Ю. «Стихотворения в прозе» И. С. Тургенева: «внутренний» хронотоп как циклообразующий признак // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 9. С. 37–41. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-9-37-41.

4. Головин Б. Н. Основы теории синтаксиса современного русского языка: учеб. пособие. Н. Новгород: Изд-во Нижегород. ун-та, 1994. 170 с.

5. Дейкина А. Д. Приоритетные направления в методике преподавания русского языка // Научные труды Московского педагогического государственного университета. Психолого-педагогические науки: сб. статей. М.: Прометей, 2007. С. 119–129.

6. Левушкина О. Н. Концепция аксиологического текстоцентризма в методических трудах А. Д. Дейкиной // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 10–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-1-10-15.

7. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: Структура стиха: пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1972. 271 с.

8. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология и антропопрактики ММI века (К двадцатилетию научного направления) // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 4. С. 7–15. DOI: 10.30515/0131-6141-2020-81-4-7-15.

9. Пахнова Т. М. «Встретить свой родной язык как друга, нужно… искать этой встречи»: Тексты М. М. Пришвина и о Пришвине на уроках русского языка // Русский язык в школе. 2018. Т. 79, № 2. С. 27–31. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-2-27-31.


Для цитирования:


Шутан М.И. О видах анализа художественного текста на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2021;82(2):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-7-15

For citation:


Shutan M.I. On the types of analysis of literary text in Russian language lessons. Russian language at school. 2021;82(2):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-2-7-15

Просмотров: 336


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)