Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Лексико-семантические и словообразовательные особенности наименований лиц в период пандемии коронавируса

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-74-85

Аннотация

В статье рассматривается новейший лексический материал, связанный с коронавирусной пандемией. Авторами собран материал – наименования лиц (около 90 неолексем), зафиксированные в электронных массмедиа (Integrum) и составляющие значительную часть всего корпуса короновирусных инноваций в русском языке, – более 600 единиц. Цель статьи – описать собранный корпус с лексико-семантической и словообразовательной точек зрения, продемонстрировать некоторые аспекты языковой игры. Методы исследования: системный, классификационный, дедуктивный, индуктивный.

Об авторах

А. В. Зеленин
Университет Тампере
Финляндия

Александр Васильевич Зеленин, доктор филологических наук, лектор, факультет информационных наук и технологий

г. Тампере



Т. Н. Буцева
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Россия

Таисия Николаевна Буцева, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, НИИ прикладной русистики

г. Санкт­-Петербург



Список литературы

1. Апресян Ю. Д. Избранные труды. Т. 1: Лексическая семантика (синонимические средства языка). М.: Языки русской культуры; Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1995. 472 c.

2. Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. Сложные слова. М.: Наука, 1974. 151 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001. 302 с.

4. Герд А. С. Неспециальная лексика специальных текстов и словари // Очерки научно-технической лексикографии: сб. статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. С. 146–150.

5. Голев Н. Д. Антиномии русской орфографии. Барнаул: Изд-во АТУ, 1997. 158 с.

6. Голев Н. Д. Когнитивный аспект русской орфографии: орфографоцентризм как принцип обыденного метаязыкового сознания // Отражение русской языковой картины мира в лексике и грамматике: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Т. И. Стексовой. Новосибирск, 1999. С. 97–107.

7. Грамматика современного русского литературного языка / отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Наука, 1970. 767 с. (Грамматика-70).

8. Русская грамматика: в 2 т. М.: Наука, 1980–1982. 792 + 717 с. (Грамматика-80).

9. Занадворова А. В., Юань Цуй. Типы разговорного словообразования в современной прессе (на материале имен существительных) // Жизнь языка: Памяти Михаила Викторовича Панова / отв. ред. М. Л. Каленчук, М. А. Земская. М.: Языки славянских культур: Знак, 2007. С. 220–238.

10. Зеленин А. В. «Смотрит в книгу…» // Русская речь. 2003. № 2. С. 49–54.

11. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. 220 с.

12. Земская Е. А. Веселое словообразование // Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М.: Индрик, 2007. С. 642–650.

13. Земская Е. А. Язык как деятельность. 2-е изд., стереотип. М.: Флинта, 2015. 896 с.

14. Калишан Е. Словообразовательная контаминация в новой русской лексике // Studia Rossica Posnaniensia (Poznań). 1996. № 27. С. 165–169.

15. Карцевский С. И. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Карцевский С. И. Из лингвистического наследия. Т. II. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 239–245.

16. Колесов В. В. Русская ментальность в языке и тексте. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. 619 с.

17. Костомаров В. Г. Русский язык на газетной полосе. М.: МГУ, 1971. 267 с.

18. Николина Н. А. Активные процессы в языке современной русской художественной литературы. М.: Гнозис, 2009. 336 с.

19. Осипов Б. И. История русской орфографии и пунктуации. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1992. 251 с.

20. Попова Т. В., Рацибурская Л. В., Гугунава Д. В. Неология и неография современного русского языка. М.: Флинта-Наука, 2005. 165 с.

21. Попова Т. В. Новые явления в русском словообразовании конца ММ – начала ММI в. // Opera Slavica (Slavistické rozhledy). Brno: Ústav slavistiky Filosofické fakulty Masarykovy univerzity, 2007. T. МVII. Č. 4. S. 1–5.

22. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Наука, Флинта, 2007. 328 с.

23. Романов А. Ю. Современный русский молодежный сленг. (Slavistische Beiträge. Bd. 435). München: O. Sagner, 2004. 206 с.

24. Химик В. В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. 272 с.

25. Шаталова Ю. Н. Новообразования-субстантивы в живой разговорной речи: узуальные способы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012, № 5(16). C. 204–210.

26. Шмелев Д. Н. Проблемы семантического анализа лексики (на материале русского языка). М.: Наука, 1973. 280 с.

27. Altman C., Goldstein T., Armon-Lotem Sh. Vocabulary, metalinguistic awareness and language dominance among bilingual preschool children // Bilingual Language Development: The Role of Dominance. Hamann С., Rinke E., GenevskaHanke D., Snowling G. (Eds.). Lausanne: Frontiers Media SA, 2019. P. 41–56.

28. Ayoun D. Conclusion and direction for future research // The Acquisition of the Present. Ed. D. Ayoun. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2015. P. 335–340.

29. Carlisle J. F., Fleming, J. Lexical processing of morphologically complex words in the elementary years // Scientific Studies of Reading. 2003. № 7(3). P. 239–253.

30. Nagy W., Berninger V. W., Abbott R. D. Contributions of morphology beyond phonology to literacy outcomes of upper elementary and middle-school // Journal of Educational Psychology. 2006. № 98(1). P. 134–147.

31. Xu Bian, Jin’e He. The Impact of Morphological Awareness on Vocabulary Knowledge of Advanced Chinese EFL Learners // International Dialogues on Education: Past and Present. 2017. Vol. 4, No. 3. P. 31–40. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ide-journal.org/wp-content/uploads/2017/12/IDE-2017–3-full.pdf (дата обращения: 10.07.2020).


Рецензия

Для цитирования:


Зеленин А.В., Буцева Т.Н. Лексико-семантические и словообразовательные особенности наименований лиц в период пандемии коронавируса. Русский язык в школе. 2021;82(1):74-85. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-74-85

For citation:


Zelenin A.V., Butseva T.N. Lexical semantic and derivational features of the names of persons during the coronavirus pandemic. Russian language at school. 2021;82(1):74-85. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-74-85

Просмотров: 1273


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)