Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Семантическая трансформация заглавия в его проекции на хронотоп: анализ стихотворения А. Фета «Тополь» (к 200-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-67-73

Полный текст:

Аннотация

Заглавие рассматривается как текстовая категория синтетического характера, результат аналитического осмысления и компрессии адресантом информации, передаваемой текстом. Как рамочный элемент текста оно характеризуется результативностью и процессуальностью и приобретает специфическую функцию – скрепить исходное знание с выводным, эксплицитную информацию с имплицитной, текст – с подтекстом и затекстом. Цель статьи – обнаружить, как происходит расширение семантики заглавного слова по мере развертывания поэтического текста и формирования многочисленных и разнообразных проспективных и ретроспективных связей его элементов. В статье выявлен амбивалентный метод развертывания стихотворения, совмещающий демонстрацию как нарочитое подчеркивание одних элементов стихотворения и импликацию, т. е. неявное представление других. Установлена совокупность принципов трансляции текстовой информации, которую формируют принципы утрирования, противопоставления, соположения, а также принцип вуалирования. Определен реестр стилистических приемов, актуализирующих заглавное слово и выполняющих конструктивную функцию. Обнаружены дополнительные смыслы ‘стойкость’, ‘активность’, ‘сила’, ‘оптимизм’, ‘уязвимость’, ‘коммуникативность’, ‘сострадательность’, ‘вера’, ‘способность не зависеть от внешних факторов’, которые последовательно привносятся в заглавное слово, в том числе при возникновении связи с концептами «Осень» / «Весна», «Вера». Все это обусловило метафоризацию и символизацию заглавия и позволяет отнести стихотворение к метафизической лирике.

Об авторе

И. А. Гулова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Инга Алексеевна Гулова, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка и теории словесности

г. Москва



Список литературы

1. Бухштаб Б. Я. Творческий труд Фета // Бухштаб Б. Я. Фет и другие: избранные работы. СПб.: Акад. проект, 2000. С. 201–218.

2. Григорьева А. Д. Слово и образ Фета («Вечерние огни») // Григорьева А. Д., Иванова Н. Н. Язык поэзии МIМ–ММ вв. Фет. Современная лирика. М.: Наука, 1985. С. 3–138.

3. Зинченко В. П. Сознание и творческий акт. М.: Языки славянских культур, 2010. 586 с.

4. Калинников Л. А. Философско-поэтическое мировоззрение А. А. Фета: влияние И. Канта и А. Шопенгауэра. Калининград: Изд-во Балтийского федерального ун-та им. И. Канта, 2016. 208 с.

5. Константинова С. К. Образ степи в русском языковом сознании и в поэтической картине мира А. Фета // Степь широкая: пространственные образы русской культуры. Курск: КГУ, 2009. С. 48–53.

6. Макарова С. А. От «чистого искусства» к «жизнетворчеству» стиха: А. А. Фет и русский символизм. М.: Азбуковник, 2017. 374 с.

7. Некрасова Е. А. А. Фет, И. Анненский: типологический аспект описания. М.: Наука, 1991. 127 с.

8. Строганов М. В. «Мир от красоты». Проза и поэзия Афанасия Фета. Курск: Изд-во КГУ, 2005. 164 с.

9. Шеншина В. А. Изучение жизни и творчества Фета на современном этапе // Литературоведческий журнал. 2012. № 30. С. 5–17.

10. Фатеева Н. А. Синтез целого. На пути к новой поэтике. М.: Новое литературное обозрение, 2010. 351 с.

11. Фет А. А. Сочинения: в 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1982. 461 с.


Рецензия

Для цитирования:


Гулова И.А. Семантическая трансформация заглавия в его проекции на хронотоп: анализ стихотворения А. Фета «Тополь» (к 200-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2021;82(1):67-73. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-67-73

For citation:


Gulova I.A. Semanthic transformation of the title in its’ projection on a chronotope: analysis of A. Fet’s poem «Poplar» («Topol’») (to the 200th anniversary of the birth). Russian language at school. 2021;82(1):67-73. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-67-73

Просмотров: 529


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)