Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Алгоритмический подход к изучению морфологических норм имен прилагательных в VI классе. Часть I. Грамматическая характеристика разрядов прилагательных и нормы употребления кратких и полных форм

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-44-52

Аннотация

Главная цель статьи – рассмотреть наиболее сложные морфологические нормы имен прилагательных и предложить алгоритмы по этому грамматико-орфографическому материалу для работы на уроке. Основное внимание уделено морфологическим нормам образования степеней сравнения, полных и кратких форм качественных прилагательных, нормативным ограничениям в образовании отдельных групп прилагательных. Используется структурирование грамматико-орфографического материала в виде таблиц и алгоритмов, которые составляются на уроке, способствуя интенсивному усвоению учебного материала. Процесс исследования данной проблемы показал, что самостоятельное составление алгоритмов на уроке влияет на более глубокое и прочное усвоение морфологических норм имен прилагательных, так как в процессе дифференцированного и индивидуального подхода к организации этой работы активизируется познавательная деятельность учащихся, вырабатывается умение более осознанного применения полученных знаний о морфологических нормах в речевой практике.

Об авторе

В. Н. Сульниченко
Крымская академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Россия

Владимир Николаевич Сульниченко, кандидат педагогических наук, доцент

г. Евпатория, Республика Крым



Список литературы

1. Виноградов В. В. О формах слова // Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике: Избранные труды. М.: Наука, 1975. 559 с.

2. Виноградов В. В. Русская речь, ее изучение и вопросы речевой культуры // Вопросы языкознания. 1961. № 4. С. 3–19.

3. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1972. 616 с.

4. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма. Л.: Наука, 1978. 238 с.

5. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. М.; Л.: Просвещение, 1971. 270 с.

6. Граудина Л. И. Вопросы нормализации русского языка: Грамматика и варианты. М.: Наука, 1980. 287 с.

7. Ицкович В. А. Очерки синтаксической нормы / отв. ред. Ф. П. Филин. 2-е изд. М.: URSS, 2009 (М.: ЛМНАНД). 198 с.

8. Крысин Л. П. Языковая норма и речевая практика // Отечественные записки. 2005. № 2(23). С. 36–46.

9. Крысин Л. П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. 2007. № 2(14). С. 5–17.

10. Львов М. Р. Языковая норма и культура речи (Теоретический аспект) // Русский язык в школе. 2006. № 4. С. 3–8.

11. Ожегов С. И. Вопросы нормализации современного русского литературного языка // Русская речь. 1990. № 4. С. 90–94.

12. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. 352 с.

13. Сулименко Н. Е. Когнитивный аспект семантики русских прилагательных // Вопросы когнитивной лингвистики. 2012. № 2(31). С. 79–91.


Рецензия

Для цитирования:


Сульниченко В.Н. Алгоритмический подход к изучению морфологических норм имен прилагательных в VI классе. Часть I. Грамматическая характеристика разрядов прилагательных и нормы употребления кратких и полных форм. Русский язык в школе. 2021;82(1):44-52. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-44-52

For citation:


Sulnichenko V.N. Algorithmic approach to the study of morphological norms of adjectives in the 6th grade. Part 1. Grammatical characteristics of adjectives and norms of using short and full forms. Russian language at school. 2021;82(1):44-52. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-44-52

Просмотров: 738


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)