Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Формирование морфологической основы орфографической деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-36-43

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемам формирования учебной деятельности (в том числе орфографической) у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Представлены принципы логопедического воздействия, обобщены результаты многолетнего опыта изучения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи, отмечена положительная и стойкая динамика формирования морфологической основы орфографической деятельности (потребностно-мотивационный, содержательно-операциональный, контрольно-оценочный компоненты), а также повышение успеваемости по русскому языку. Практическая значимость проведенного исследования состоит в разработке и апробации методики предупреждения и коррекции данного вида дизорфографии у учащихся начальных классов с общим недоразвитием речи. Предложенная методика позволяет устранить механизмы и симптоматику риска и проявления нарушения письма, осуществить целенаправленное и управляемое формирование орфографической деятельности, повысить орфографическую грамотность. Полученные данные могут быть использованы в работе логопедических пунктов и образовательных учреждений, осуществляющих инклюзивное обучение школьников.

Об авторе

И. В. Прищепова
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

Ирина Владимировна Прищепова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра логопедии, Институт дефектологического образования и реабилитации

г. Санкт­Петербург



Список литературы

1. Богоявленский Д. Н. Психология усвоения орфографии. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1966. 307 с.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: АСТ, 2005. 670 с.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.

4. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки: методическое пособие / Ивановская О. Г. и др.; науч. ред. Л. Н. Засорина. СПб.: КАРО, 2008. 543 с. [Ивановская 2008].

5. Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий (у младших школьников). М.: Просвещение, 1965. 355 с.

6. Лопатина Л. В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников: монография. М.: УМЦ «Добрый мир», 2015. 302 с.

7. Прищепова И. В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: монография. М.: Юрайт, 2019. 201 с.

8. Прищепова И. В. Преодоление дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Русский язык в школе. 2020. Т. 81, № 3. С. 46–51. DOI: 10.30515/0131-61412020-81-3-46-51.

9. Талызина Н. Ф. Психология детей младшего школьного возраста: формирование познавательной деятельности младших школьников: учебное пособие для среднего профессионального образования. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 174 с.

10. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий: сб. статей / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 135 с. [Гальперин 1968].


Для цитирования:


Прищепова И.В. Формирование морфологической основы орфографической деятельности у младших школьников с общим недоразвитием речи. Русский язык в школе. 2021;82(1):36-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-36-43

For citation:


Prishchepova I.V. Formation of a morphological basis for spelling activity among primary schoolchildren with speech underdevelopment. Russian language at school. 2021;82(1):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-36-43

Просмотров: 209


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)