Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-7-15

Полный текст:

Аннотация

С целью разработать лингвометодическую теорию обучения перифразированию как элементу читательской грамотности учащихся авторами проанализирована научная и учебно-методическая литература в области преподавания русского языка, проведены: наблюдение за педагогическим процессом в школе, педагогический эксперимент и обобщение его результатов. Соотношение инфосферы и аксиосферы уроков русского языка в педагогическом дискурсе требует разделения дидактических текстов на информационные и аксиологичные, среди которых особое место занимают новые лингвокраеведческие тексты, реализующие концепты русской культуры в новом информационном веке. Обучение перифразированию и приемам интерпретации с использованием информационных текстов разработано достаточно полно. Между тем работа по формированию аксиологической составляющей читательской грамотности (обучение перифразированию на основе лингвокраеведческих текстов) осуществляется пока лишь в процессе апробации в рамках представленного авторами исследования. Эти вопросы следует рассматривать комплексно, в аспекте речевого и ценностного развития личности.

Об авторах

Е. В. Архипова
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина
Россия

Елена Викторовна Архипова, доктор педагогических наук, профессор, кафедра русского языка и методики его преподавания

г. Рязань



Л. В. Лагунова
Рязанский институт развития образования
Россия

Людмила Викторовна Лагунова, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики социально­-гуманитарного образования

г. Рязань



Список литературы

1. Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Ускова И. В. Реализация принципа преемственности при формировании функциональной читательской грамотности: сб. научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» / под ред. С. В. Ивановой. М., 2018. С. 525–535.

2. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика (Синонимические средства языка). М.: Языки русской культуры, 1995. 220 с.

3. Архипова Е. В. Инфодидактика и аксиология языкового образования в аспекте реализации ФГОС // Русский язык в поликультурном мире: сб. научных статей III Международного симпозиума (8–12 июня 2019 г.): в 2-х т. Т. 2 / отв. ред. М. Я. Титаренко. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. С. 13–18.

4. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Дискурс учебника русского языка в рамках коммуникативной парадигмы языкового образования ММI века // Русский язык в школе. 2018. № 8. С. 15–21. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-8-15-21.

5. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Обучение перифразированию как средство развития речи учащихся (социокультурный аспект) // Русская словесность. 2011. № 6. С. 58–64.

6. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Педагогический дискурс и аксиосфера современного урока русского языка // Проблемы современного филологического образования: сб. научных статей. Выпуск МVII / отв. ред. В. А. Коханова. М.: МГПУ; Ярославль: Ремдер, 2019. С. 164–171.

7. Гостева Ю. Н., Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т. Ю. Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). С. 34–57.

8. Лагунова Л. В. Аксиологический и когнитивно-коммуникативный потенциал обучения перифразированию на уроках русского языка // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка (к юбилею профессора А. Д. Дейкиной и ее научной школы): материалы международной научно-практической конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г.: в 2 ч. Ч. 1 / науч. ред.: А. Д. Дейкина; сост.: А. Д. Дейкина и др. Москва: МПГУ, 2019. С. 152–156.

9. Лагунова Л. В. Развитие речи учащихся при изучении перифразы на уроках русского языка в условиях перехода на ФГОС среднего (полного) общего образования // Русская словесность. 2015. № 6. С. 15–22.

10. Тимошенко С. П., Цинман Л. Л. Лексические функции и возможности оптимизации поиска информации в интернете (на материале параметрических слов) // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии (Диалог’2009). Труды международной конференции. Бекасово, 27–31 мая 2009 г. М.: РГГУ, 2009. Вып. 8(15). С. 476–482.


Для цитирования:


Архипова Е.В., Лагунова Л.В. Читательская грамотность и перифрастическая способность в аспекте речевого развития личности. Русский язык в школе. 2021;82(1):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-7-15

For citation:


Arkhipova E.V., Lagunova L.V. Reading literacy and periphrastic capacity in the context of individual language development. Russian language at school. 2021;82(1):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2021-82-1-7-15

Просмотров: 338


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)