Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Как апельсин в суп»: средства построения словесного образа в рассказе А. С. Грина «Корабли в Лиссе» (К 140-летию со дня рождения)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-64-71

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – на основе анализа языковых средств раскрыть специфику создания художественного образа в творчестве А. С. Грина. В статье рассматривается ассоциативность как ведущий принцип художественного стиля писателя; на примере анализа фрагмента рассказа «Корабли в Лиссе» демонстрируется роль инициального сравнения как средства организации языкового материала и выявления смысла произведения. Автор использует метод сопоставительного анализа для установления сходства и различия в процессе создания художественных образов; семантико-стилистический метод, позволяющий описать семантический и коннотативный объем анализируемой единицы в тексте; прием определения ассоциативных связей как средство раскрытия подтекста произведения. В статье сделан вывод о роли ассоциаций в построении и понимании образной системы А. С. Грина.

Об авторе

Е. М. Виноградова

Россия

кандидат филологических наук

Москва



Список литературы

1. Бочковская Т. Я. «Так как я пишу вещи необычные…»: сравнения в романе А. Грина «Бегущая по волнам» // Русская речь. – 1990. – № 6. – С. 15–18.

2. Воспоминания об Александре Грине. – Л., 1972.

3. Ковский В. Е. Романтический мир Александра Грина. – М., 1969.

4. Кржижановский С. Собр. соч.: в 6 т. – СПб., 2001. – Т. 1.

5. Одоевский В. Ф. Городок в табакерке // Одоевский В. Ф. Сказки дедушки Иринея. – М., 1993. – С. 126–135.

6. Шевякова Э. Поэтика Александра Грина и европейское художественное сознание конца XIX – начала XX веков [Электронный ресурс]. – URL: https://md-eksperiment.org/post/20161127-poetika-aleksandra-grina-i-evropejskoe-hudozhestvennoe-soznanie-konca-xix-nachala-xx-vekov (дата обращения: 17.03.2020).

7. Яблоков Е. А. А. С. Грин в жизни и в творчестве: учеб. пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей. – М., 2012.

8. Яблоков Е. А. Текст и подтекст рассказа А. Грина «Корабли в Лиссе» // Кормановские чтения. – Вып. 7. – Ижевск, 2008. – С. 180–189.


Для цитирования:


Виноградова Е.М. «Как апельсин в суп»: средства построения словесного образа в рассказе А. С. Грина «Корабли в Лиссе» (К 140-летию со дня рождения). Русский язык в школе. 2020;81(4):64-71. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-64-71

For citation:


Vinogradova E.M. «Like an Orange in Soup»: Means of Building a Verbal Image in the Short Story «Ships in Liss» by A. S. Grin (To the 140th Anniversary of the Birth). Russian language at school. 2020;81(4):64-71. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-64-71

Просмотров: 104


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)