Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Использование алгоритмов при изучении морфологических норм имен существительных: опыт работы в VI классе

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-50-57

Аннотация

В центре внимания автора статьи находится поиск оптимальных и эффективных методов и приемов, которые способствуют сознательному усвоению морфологических норм имен существительных и предупреждают грамматические ошибки в речи школьников. В статье показана система работы по составлению грамматических алгоритмов при изучении морфологических норм имен существительных. В содержание этой системы входят такие структурные элементы, как: 1) наблюдение над языковым материалом; 2) структурирование наблюдений с помощью таблиц; 3) составление алгоритмического рассуждения на основе выводов, сделанных в процессе наблюдений над дидактическим материалом, и эвристической беседы по нахождению грамматических признаков, по которым формируются ветви алгоритма. В ходе научно-методического исследования определена эффективность методики составления алгоритмов в процессе коллективной и самостоятельной работы на уроке. Результаты проведенного исследования, основанные на данной методике, показали, что школьники, составляя алгоритмы по грамматическому материалу, сознательно усваивают морфологические нормы имен существительных, не допуская грамматических ошибок в речи. Представленная методика составления грамматических алгоритмов при изучении имени существительного может быть использована при рассмотрении других грамматических классов слов, побуждая к творчеству как учащихся, так и учителей русского языка.

Об авторе

В. Н. Сульниченко
Крымская академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Россия

кандидат педагогических наук, доцент

ул. Приморская, д.2/5–3, г. Евпатория, Республика Крым, 297408, Россия

 



Список литературы

1. Беспалько В. П. Элементы теории управления процессом обучения. – М., 1971.

2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.

3. Власенков А. И. Материалы к исследованию по теме «Использование алгоритмов в обучении орфографии». – М., 1999.

4. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении / под общ. ред. и со вступ. статьей Б. В. Гнеденко и Б. В. Бирюкова. – М., 1966.

5. Надточий Е. Д. Алгоритмы в обучении орфографии современного русского языка // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». – 2012. – Т. 25 (64). – № 1. – Ч. 2. – С. 304–307.

6. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983.


Рецензия

Для цитирования:


Сульниченко В.Н. Использование алгоритмов при изучении морфологических норм имен существительных: опыт работы в VI классе. Русский язык в школе. 2020;81(4):50-57. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-50-57

For citation:


Sulnichenko V.N. Use of Algorithms when Teaching Morphological Norms of Nouns: A Case Study in the 6th Grade. Russian language at school. 2020;81(4):50-57. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-50-57

Просмотров: 778


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)