«Таинственный певец»: беседа на уроке о стихотворении А. С. Пушкина «Арион»
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41
Аннотация
разные точки зрения относительно возможного политического подтекста данного произведения, проанализирована роль в нем мифологического контекста, раскрыты особенности композиционной структуры, которая строится по принципу «напряжение – разрядка». Делаются выводы о необходимости для развития у подростков понимания лирики проведения подробной аналитико-синтезирующей работы со стихотворением и построения урока-беседы на основе творческого взаимодействия учащихся как с лирическим произведением, так и с другими читателями, что предполагает учет возможностей разного прочтения текста, уважение к чужому мнению, которое может быть использовано как трамплин для собственного сопереживания и осмысления.
Об авторе
К. В. МироноваРоссия
магистр психологии, научный сотрудник
ул. Моховая, д. 9/4, Москва, 125009, Россия
Список литературы
1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.
2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. – М., 2000.
3. Гаспаров М. Л., Подгаецкая И. Ю. «Сестра моя – жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. – М., 2008.
4. Глебов Г. С. Об «Арионе» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. – М.; Л., 1941. – Вып. 6. – С. 296–304.
5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.
6. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: коллективная монография / под науч. рук. Г. Г. Граник, отв. ред. Н. А. Борисенко. – М., СПб., 2018.
7. Лебедева В. П. Психолого-дидактические аспекты личностно-ценностного образования // Казанский педагогический журнал. – 2006. – № 1. – С. 17–25.
8. Миронова К. В. Оценивание уровня понимания подростками лирической поэзии // Психологические исследования. Вып. 9 / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Сергеенко, Н. М. Харламенкова. – М., 2018. – С. 87–98.
9. Немировский И. В. Декабрист или сервилист? (Биографический контекст стихотворения «Арион») // Легенды и мифы о Пушкине: сб. статей / под ред. М. Н. Виролайнен. – СПб., 1995. – С. 174–191.
10. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб., 2007.
11. Рубинштейн C. Л. О понимании / Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 236–237.
12. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.
13. Соболева О. В. «Человек понимающий»: формирование начинающего читателя. – Курск, 2009.
14. Mironova K. The principle of open individuality as a basis for teenagers’ creative interaction with lyric poems // Psychology in Russia: State of the Art. 2019, No. 12(4), рр. 130–142. DOI: 10.11621/pir.2019.0408.
15. Pike M. Keen readers: adolescents and pretwentieth century poetry // Educational Review. 2000, vol. 52, No. 1, pp. 13–28. http://dx.doi.org/10.1080/00131910097379.
16. Smith M. W. & Connolly W. The effects of interpretive authority on classroom discussions of poetry: Lessons from one teacher // Communication Education. 2005, vol. 54, No. 4, pp. 271–288. https://doi.org/10.1080/03634520500442145.
Рецензия
Для цитирования:
Миронова К.В. «Таинственный певец»: беседа на уроке о стихотворении А. С. Пушкина «Арион». Русский язык в школе. 2020;81(4):34-41. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41
For citation:
Mironova K.V. «The Mysterious Singer»: A Classroom Discussion of A. S. Pushkin’s Poem «Arion». Russian language at school. 2020;81(4):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41