Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

«Таинственный певец»: беседа на уроке о стихотворении А. С. Пушкина «Арион»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен подробный школьный лингвистический и литературоведческий анализ стихотворения А. С. Пушкина «Арион». Цель исследования – теоретически обосновать и описать методику проведения на уроке углубленного обсуждения этого произведения, в том числе выделить ключевые этапы обсуждения, вопросы и задания по стихотворению. В ходе исследования были использованы методы лингвистического и литературоведческого анализа, теоретического обобщения, проектирования. С позиций психодидактического подхода выделены основные этапы обсуждения с учащимися стихотворения А. С. Пушкина «Арион», сформулированы вопросы и задания, направленные на развитие у школьников понимания этого произведения, повышение остроты читательского восприятия, активизацию исследовательского внимания и познавательного интереса подростков, формирование у них вдумчивого отношения к лирическому тексту. Рассмотрены три смысловых плана стихотворения «Арион», различаемые по степени эксплицитности и смысловой наполненности: эксплицитно-имплицитный, имплицитный и контекстуальный (фоновый). Представлены
разные точки зрения относительно возможного политического подтекста данного произведения, проанализирована роль в нем мифологического контекста, раскрыты особенности композиционной структуры, которая строится по принципу «напряжение – разрядка». Делаются выводы о необходимости для развития у подростков понимания лирики проведения подробной аналитико-синтезирующей работы со стихотворением и построения урока-беседы на основе творческого взаимодействия учащихся как с лирическим произведением, так и с другими читателями, что предполагает учет возможностей разного прочтения текста, уважение к чужому мнению, которое может быть использовано как трамплин для собственного сопереживания и осмысления.

Об авторе

К. В. Миронова
Психологический институт, Российская академия образования
Россия

магистр психологии, научный сотрудник

ул. Моховая, д. 9/4, Москва, 125009, Россия



Список литературы

1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975.

2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: рассказы о древнегреческой культуре. – М., 2000.

3. Гаспаров М. Л., Подгаецкая И. Ю. «Сестра моя – жизнь» Бориса Пастернака. Сверка понимания. – М., 2008.

4. Глебов Г. С. Об «Арионе» // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. – М.; Л., 1941. – Вып. 6. – С. 296–304.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

6. Как учить русскому языку и литературе современных школьников? Школьный учебник сегодня: коллективная монография / под науч. рук. Г. Г. Граник, отв. ред. Н. А. Борисенко. – М., СПб., 2018.

7. Лебедева В. П. Психолого-дидактические аспекты личностно-ценностного образования // Казанский педагогический журнал. – 2006. – № 1. – С. 17–25.

8. Миронова К. В. Оценивание уровня понимания подростками лирической поэзии // Психологические исследования. Вып. 9 / под ред. А. Л. Журавлева, М. А. Сергеенко, Н. М. Харламенкова. – М., 2018. – С. 87–98.

9. Немировский И. В. Декабрист или сервилист? (Биографический контекст стихотворения «Арион») // Легенды и мифы о Пушкине: сб. статей / под ред. М. Н. Виролайнен. – СПб., 1995. – С. 174–191.

10. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб., 2007.

11. Рубинштейн C. Л. О понимании / Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 236–237.

12. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. – М., 1966.

13. Соболева О. В. «Человек понимающий»: формирование начинающего читателя. – Курск, 2009.

14. Mironova K. The principle of open individuality as a basis for teenagers’ creative interaction with lyric poems // Psychology in Russia: State of the Art. 2019, No. 12(4), рр. 130–142. DOI: 10.11621/pir.2019.0408.

15. Pike M. Keen readers: adolescents and pretwentieth century poetry // Educational Review. 2000, vol. 52, No. 1, pp. 13–28. http://dx.doi.org/10.1080/00131910097379.

16. Smith M. W. & Connolly W. The effects of interpretive authority on classroom discussions of poetry: Lessons from one teacher // Communication Education. 2005, vol. 54, No. 4, pp. 271–288. https://doi.org/10.1080/03634520500442145.


Для цитирования:


Миронова К.В. «Таинственный певец»: беседа на уроке о стихотворении А. С. Пушкина «Арион». Русский язык в школе. 2020;81(4):34-41. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41

For citation:


Mironova K.V. «The Mysterious Singer»: A Classroom Discussion of A. S. Pushkin’s Poem «Arion». Russian language at school. 2020;81(4):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-34-41

Просмотров: 37


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)