Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Воссоздающее воображение и понимание учащимися художественного текста

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-24-33

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – выявить связь воссоздающего воображения с пониманием текста, в частности с пониманием составляющих его слов. На основе методики «Включите воображение» учащимся IV–X классов (396 человек) предлагалось дать словесное описание мысленных образов и сделать к тексту рисунок. В качестве стимульного материала использовался отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Бразды пушистые взрывая…». В результате трех этапов эксперимента: а) предъявление текста без  семантизации слов, б) с семантизацией и в) введением в историко-культурный контекст – получены доказательства того, что понимание и воссоздающее воображение при восприятии художественного текста – слитный психический процесс, а полноценная работа обоих процессов опирается прежде всего на историко-культурный опыт, без которого восприятие художественного текста часто затруднено или даже невозможно.

Об авторах

Н. А. Борисенко
Психологический институт, Российская академия образования
Россия

кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник

ул. Моховая, д. 9/4, г. Москва, 125009, Россия



Г. Г. Граник
Психологический институт, Российская академия образования
Россия

доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, главный научный сотрудник

ул. Моховая, д. 9/4, г. Москва, 125009, Россия



Список литературы

1. Борисенко Н. А. Изучение воссоздающего воображения в контексте проблем чтения // Человек читающий: Homo legens – 9 / под ред. М. В. Белоконенко. – М., 2017. – С. 91–103.

2. Борисенко Н. А. Система структурных компонентов учебника нового типа по русскому языку, направленных на развитие воссоздающего воображения // Психодидактика современного учебника: преемственность традиций и векторы развития: сб. науч. ст. – М., 2019. – С. 75–85.

3. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. – М., 1995.

4. Граник Г. Г., Борисенко Н. А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2006. – № 6. – С. 3–10.

5. Динер Е. В., Мосунова Л. А. Развитие воображения в процессе чтения электронной книги // Вестник Новосиб. гос. пед. унив. – 2017. – Т. 7. – № 2. – С. 34–48.

6. Елачич Е. А. Основные задачи детского чтения // Русская школа за рубежом. – 1923. –№ 2–3. – С. 130–138 [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/179371/literatura/elachich_osnovnye_zadachi_detskogo_chteniya (дата обращения: 24.02.2020).

7. Жинкин Н. И. Изучение детского отношения к кинематографической картине //Жинкин Н. И. Язык – речь – творчество: избр. труды. – М., 1998. – С. 170–182.

8. Клычникова З. И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке: пособие для учителя. – 2-е изд., испр. – М., 1983.

9. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. – М., 1972.

10. Теплов Б. М. Психология: учебник для средней школы. – М., 1953.

11. Сильченкова Л. С., Страдова А. И. Воссоздающее воображение как познавательный процесс и читательская компетенция // Начальная школа. – 2019. – № 3. – С. 19–24.

12. Соболева О. В. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст. – М., 2009.

13. Страдова А. И. Формирование у младших школьников воссоздающего воображения как читательской компетенции // Школа будущего. – 2017. – № 1. – С. 71–75.

14. Borisenko N. Criteria of estimation of school students’ reconstructive imagination // 6th international conference on education. 29 June 2017 – 01 July 2017. University of Zagreb. Zagreb – Croatia: Abstracts book. 2017. – P. 45.


Для цитирования:


Борисенко Н.А., Граник Г.Г. Воссоздающее воображение и понимание учащимися художественного текста. Русский язык в школе. 2020;81(4):24-33. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-24-33

For citation:


Borisenko N.A., Granik G.G. Students’ Reconstructive Imagination and Literary Text Comprehension. Russian language at school. 2020;81(4):24-33. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-24-33

Просмотров: 192


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)