Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Практическая лексикография как сфера многоаспектной исследовательской деятельности обучающихся разных уровней (На материале словаря народных примет)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-16-23

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен опыт организации исследовательской деятельности студентов и школьников в рамках лексикографического проекта, реализованного на базе Экспериментальной лаборатории учебной лексикографии Псковского государственного университета. Цель представляемого исследовательского проекта – популяризация народной культуры и русской паремиологии, развитие у учащихся интереса к русскому языку и русскому фольклору, привлечение внимания учащихся к проблемам природосбережения, формирование их экологической культуры. Ожидаемый практический результат – подготовка к печати «Школьного словаря погодных примет». Использование лингвокогнитивного метода и приемов структурно-семантического моделирования позволило тематически классифицировать приметы для их репрезентации в словаре; лингвокультурологический анализ обеспечил выявление этнокультурной специфики примет; метод лингвокультурологического комментирования был использован в ходе словарной экспликации культурного фона паремий. Инновационный характер разрабатываемого словаря предполагал включение читателя в интерактивную работу с материалом. Приемы такой работы были апробированы на втором этапе реализации лексикографического проекта: материалы словаря были размещены на интернет-сайте, а пользователям-школьникам предложено проанализировать актуальность примет, наблюдая за окружающей природой, и представить в комментариях результаты своих наблюдений. Эти данные были использованы при структурировании статей и разработке лингвокультурологических словарных комментариев «Школьного словаря погодных примет», который в соответствии с планом реализации проекта был подготовлен к  печати. Таким образом, было доказано, что практическая работа над  лексикографическим проектом позволяет организовать многоаспектную  исследовательскую деятельность обучающихся разных уровней: студентов, которые исследуют русские паремии с позиций их актуальности, частотности, лингвокультурологической ценности, осваивают приемы лексикографической репрезентации материала, в том числе с использованием информационных технологий в рамках интернет-проекта, и школьников, которые анализируют содержание примет и выявляют их естественно-научную основу, наблюдают за окружающей природой в ходе верификации примет, размышляют о современном состоянии окружающей среды и предлагают свои решения экологических проблем.

Об авторах

Т. Г. Никитина
Псковский государственный университет
Россия

доктор филологических наук, профессор

пл. Ленина, д. 2, г. Псков, 180000, Россия



Е. И. Рогалёва
Псковский государственный университет
Россия

доктор филологических наук, профессор

пл. Ленина, д. 2, г. Псков, 180000, Россия



Список литературы

1. Иванова H. H. Структурно-семантические особенности примет, отражающих природные явления // Актуальные вопросы изучения и преподавания русского языка: сб. научных трудов / ред. Л. Я. Костючук. – Псков, 2006. – C. 56–63.

2. Кулькова М. А. К вопросу о когнитивно-смысловой организации народной приметы // Филология и культура. – 2011. – № 1. – С. 155–161.

3. Норгелло Т. А., Матишева Н. В. Организация наблюдений за природой в дошкольном учреждении с использованием народных примет и элементов народных праздников // Крымские диалоги: культура, искусство, образование. – 2017. – № 3. – С. 83–87.

4. Рогалёва Е. И. Современная учебная фразеография: теория и практика. – Псков, 2014.

5. Садова Т. С. Народная примета о традиционных ценностях // Русский язык в школе. – 2012. – № 3. – С. 78–82.

6. Скворцов П. М. Народный календарь природы как отражение особенностей сезонных климатических изменений (на примере Московской области) // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Мстественные науки. – 2009. – № 3. – С. 138–144.

7. Страусова С. К., Страусов В. Н., Заврумов З. А. Структурно- семиотические модели народных примет с числовым кодом // Вестник Пятигорского государственного университета. – 2017. – № 1. – С. 123–128.

8. Хусаинов З. А., Миннебаева З. Э. Инновационные процессы в обучении окружающего мира и географии // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2–2. – С. 384–391.

9. Чеснокова П. Народная прогностика (на материале чешских и русских примет о погоде) // Россия народная: россыпь языков, диалектов, культур: сб. материалов Всероссийской науч. конф. / ред. М. В. Брысина. – Волгоград, 2019. – С. 30–33.

10. Чупрынина Е. В. Лингвокогнитология народных примет // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 9–2. – С. 210–213.


Рецензия

Для цитирования:


Никитина Т.Г., Рогалёва Е.И. Практическая лексикография как сфера многоаспектной исследовательской деятельности обучающихся разных уровней (На материале словаря народных примет). Русский язык в школе. 2020;81(4):16-23. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-16-23

For citation:


Nikitina T.G., Rogaleva E.I. Practical Lexicography as a Sphere of Multidimensional Research Activity of Multi-level Students (On the Materials of a Dictionary of Folk Signs). Russian language at school. 2020;81(4):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-4-16-23

Просмотров: 476


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)