Содержательные аспекты подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-52-57
Аннотация
В статье представлен анализ контрольно-измерительных материалов итогового (устного) собеседования по русскому языку. Цель анализа – установить доступность содержания заданий контрольно-измерительных материалов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Достижение обозначенной цели потребовало применения аналитических методов: ретроспективного анализа научной литературы, контент-анализа периодической печати и материалов научно-практических конференций по проблеме исследования; практических методов (актуализации личного опыта работы в системе специального образования). Структура контрольноизмерительных материалов итогового (устного) собеседования, подготовленных для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предусматривает две части, каждая из которых включает по два задания. В статье сделан вывод, что при формулировке заданий требуется учитывать позиции специальной методики русского языка. Этой методикой предусматривается адресность заданий, учитывающих особенности обучающихся с сенсорными нарушениями, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и расстройствами аутистического спектра. Задания нуждаются в собственной оценочной шкале. Изложенные в данной статье суждения могут найти применение при разработке вариантов итогового (устного) собеседования, адаптированных к особым образовательным потребностям каждой из категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Об авторе
Н. П. Полякова
Чувашский республиканский институт образования
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра профессионального развития педагогических работников,
пр-кт Максима Горького, д. 5, г. Чебоксары, 428000, Республика Чувашия
Список литературы
1. Левченко И. Ю. Особенности развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья // Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / под ред. И. Ю. Левченко, И. В. Евтушенко, И. А. Никольской. – М., 2013. – С. 127–164.
2. Полякова Н. П. Формирование лингвистической компетенции у слепых подростков в процессе изучения русского языка: монография. – СПб., 2018.
3. Шматко Н. Д. Дети с отклонениями в развитии: метод. пособие. – Москва, 1997.
Для цитирования:
Полякова Н.П.
Содержательные аспекты подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к итоговому (устному) собеседованию по русскому языку. Русский язык в школе. 2020;81(3):52-57. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-52-57
For citation:
Polyakova N.P.
Content Aspects of Preparation of Learners with Disabilities for the Final (Oral) Russian Language Interview. Russian language at school. 2020;81(3):52-57.
(In Russ.)
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-3-52-57
Просмотров:
608