Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Особенности когнитивного стиля Б. Шергина (На примере концептуализации образа моря)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-73-81

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности когнитивного стиля Б. В. Шергина посредством осмысления художественного образа моря в произведениях писателя. Анализ данного образа осуществляется в аспекте когнитивной поэтики, которую автор статьи определяет как основной способ лингвопоэтической интерпретации художественного текста. Основными принципами интерпретации при этом становятся концептуальные структуры, отраженные в тексте.
В процессе исследования уточняется понятие «когнитивный стиль» в корреляции с художественным текстом, выделяются компоненты когнитивного стиля, объективированные художественным образом моря, определяется их специфика.
В статье осмысливаются известные структуры знания – пресуппозиции, концепты, мотивы, идеи и др., а также смысловые доминанты и смысловые конструкты как устойчивые смыслообразования, которые детерминируются ценностными установками, потребностями автора, его мировоззрением и мировосприятием. Таким образом, в процессе интерпретации текста учитывается специфика художественного языкового сознания автора, включающего особенности социокультурного сознания поморов – представителей особой субкультуры.
Исследование показало, что каждый из компонентов когнитивного стиля Б. В. Шергина имеет специфические признаки. Манера подачи информации в тексте характеризуется особой эмоциональной напряженностью: понятные и близкие народу бытовые ситуации получают бытийное осмысление. Среди когнитивных механизмов особую роль играет вторичная концептуализация концептов поморской культуры: многие из них приобретают признак духовности. Специфика когнитивного стиля автора обусловлена особенностями его сознания, поэтому среди структур знаний центральное место занимают сентенции, смысловые доминанты, смысловые конструкты, стереотипы, ценностные установки и оппозиции.

Об авторе

Т. А. Сидорова
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Татьяна Александровна Сидорова, доктор филологических наук, профессор, кафедра русского языка и речевой культуры, Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации

набережная Северной Двины, д. 17, Архангельск, 163002, Россия



Список литературы

1. Болдырев Н. Н. Когнитивные схемы интерпретации // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2016. – № 4. – С.10–20.

2. Демьянков В. З. Логические аспекты семантического исследования предложения // Проблемы лингвистической семантики. – М., 1981. – С.115–132.

3. Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение / под ред. Г. Н. Поспелова. – М., 1988.

4. Сидорова Т. А., Морозова О. Е., Котцова Е. Е., Болгова Н. С., Иванищева О. Н. Социокультурная специфика языкового сознания поморов (моряков и рыбаков Архангельского Севера) // International Journal of Engineering & Technology. – 2018. – Vol. 7. – № 4.38. – pp. 497–501.

5. Сидорова Т. А. Объективация духовной культуры поморов в региональной языковой картине мира // Язык как отражение духовной культуры народа: материалы Международной научной конференции. 18–20 октября 2018 г. – Архангельск, 2018. – С. 107–112.

6. Теребихин Н. М. Сакральная география Русского Севера. – Архангельск, 1993.


Для цитирования:


Сидорова Т.А. Особенности когнитивного стиля Б. Шергина (На примере концептуализации образа моря). Русский язык в школе. 2020;81(1):73-81. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-73-81

For citation:


Sidorova T.A. The Features of B. Shergin’s Cognitive Style (On the Example of the Conceptualization of the Image of the Sea). Russian language at school. 2020;81(1):73-81. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-73-81

Просмотров: 141


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)