Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Из истории обучения орфографии в школе: прием «какографии» в методическом наследии П. М. Перевлесского

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-45-52

Полный текст:

Аннотация

Автор обращается к методическому наследию российского педагога XIX в. П. М. Перевлесского. В книге «Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями» (1842) он предложил использовать «корректурные упражнения», в которых учащиеся должны исправлять орфографические ошибки. Педагог подчеркивал тесную связь правописания с грамматикой. После выхода в свет этой работы П. М. Перевлесского в научный оборот был введен термин какография, который используется и в современной методике преподавания русского языка. До сих пор есть сторонники и противники «корректурных упражнений».

Об авторе

Н. В. Корнилов
Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
Россия

Николай Викторович Корнилов, кандидат филологических наук, доцент, кафедра журналистики, рекламы и связей с общественностью

ул. Горького, 87, г. Владимир, 600000, Россия



Список литературы

1. Александров Н. М. Проблема второстепенных членов предложения в русском языке // Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Л., 1963. – Т. 236. – С. 3–391.

2. Бондаренко М. А. Петр Миронович Перевлесский – ученый и педагог (К 200-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2015. – № 4. – С. 31–37.

3. Булахов М. Г. Восточнославянские языковеды: биобиблиографический словарь: в 3 т. – Минск, 1976. – Т. I. – С. 183–184.

4. Буслаев Ф. И. (рец.) Практическая орфография П. Перевлесского, старшего учителя Ярославской гимназии. Москва, 1842, в 8-ку; VI, 235 стр. – Практический синтаксис сложного предложения и стихосложение, его же. Москва, 1842, в 12 д., 236 стр. // Москвитянин. – 1842. – Часть V. – № 9. – С. 178–202.

5. В поисках лучшего будущего // Родной язык в школе. – 1914. – № 1. – С. 1–4.

6. Виноградов В. В. Из истории изучения русского синтаксиса (от Ломоносова до Потебни и Фортунатова). – М., 1958.

7. Вишнепольская А. Г. Корректура как прием обучения орфографии // Вопросы психологии. – 1960. – № 5. – С. 93–102.

8. Вишнякова Л. Г. О применении корректурного метода при обучении орфографии // Вопросы психологии. – 1973. – № 5. – С. 97–103.

9. Корешкова Т. В. Прием какографии: возможности и условия применения // Начальная школа. – 2000. – № 6. – С. 38–43.

10. Перевлесский П. М. Практическая орфография с предварительными к ней замечаниями, составленная Петром Перевлесским, старшим учителем Ярославской гимназии. – М., 1842.

11. Приемышева М. Н. Методическое наследие П. М. Перевлесского // Русский язык в школе. – 2006. – № 4. – С. 44–50.

12. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Справочник по русскому языку: словарь лингвистических терминов. – М., 2003.

13. Томсон А. И. Общее языковедение. – Одесса, 1910.

14. Ушаков М. В. К вопросу о так называемой «какографии» // Русский язык в школе. – 1947. – № 1. – С. 55 – 57.

15. Ушинский К. Д. Родное слово: год 3-й; Руководство к преподаванию по «Родному слову» // Ушинский К. Д. Собр. соч. – М.; Л., 1949. – Т. 7.

16. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. – М., 2004.


Рецензия

Для цитирования:


Корнилов Н.В. Из истории обучения орфографии в школе: прием «какографии» в методическом наследии П. М. Перевлесского. Русский язык в школе. 2020;81(1):45-52. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-45-52

For citation:


Kornilov N.V. From the History of Teaching Spelling at School: Method of «Сacography» in the Methodological Heritage of P. M. Perevlessky. Russian language at school. 2020;81(1):45-52. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-45-52

Просмотров: 773


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)