Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» (1979–2019)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-36-44

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» в период с 1979 по 2019 г. Это: теоретические (лингвистические, дидактические, психологические, психолингвистические) основы обучения орфографии в средней общеобразовательной школе; приемы и способы объяснения орфографических правил; обзорная характеристика различных методических систем поэтапного изучения сложных правил орфографии; виды развивающих упражнений по орфографии; описание уроков изучения орфографических тем, их повторения и систематизации изученного на разных этапах обучения с V по XI класс в соответствии с меняющимися требованиями в разных вариантах федеральных государственных образовательных стандартов, соответственно – в разных учебниках и учебно-методических комплексах по русскому (родному) языку. В статье уделено внимание аспекту орфографической подготовки учащихся к обязательным письменным экзаменам по русскому (родному) языку в IX и XI классах, включая итоговое сочинение в XI классе. Кроме того, в статье представлен общий обзор рецензий на изданные учеными-методистами учебные пособия, сборники упражнений по орфографии (для учителей и учащихся). Результаты проведенного исследования основываются на методах теоретического анализа научных знаний (проблемном, сравнительно-сопоставительном, аспектном, обзорном); на обобщении практического опыта работы школьных учителей. Делаются выводы о значимости опубликованных статей (в указанный период) для современных читателей.

Об авторе

Л. Г. Ларионова
Южный федеральный университет
Россия

Людмила Геннадьевна Ларионова, доктор педагогических наук, профессор, кафедра теории языка и русского языка

ул. Б. Садовая, д. 105/42, г. Ростов-на-Дону, 344006, Россия



Список литературы

1. Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков учащихся. – М., 1987.

2. Афанасьева П. В. Дидактические возможности обучения грамматико-грамматическим темам с интерактивной поддержкой // Русский язык в школе. – 2018. – № 2. – С. 35–32.

3. Баранов М. Т. Методика преподавания русского языка на страницах журнала «Русский язык в школе» (1914–1994 годы) // Русский язык в школе. – 1994. – № 5. – С. 60–68.

4. Бархин К. Б., Истрина З. С. Методика русского языка в средней школе: учебник для высш. пед. учеб. заведений и пособие для преподавателей. – 2-е изд. – М., 1935.

5. Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку (IV–VIII кл.). – М., 1982.

6. Копосов Л. Ф. Из истории русской орфографии // Русский язык в школе. – 1993. – № 3. – С. 76 – 81.

7. Ларионова Л. Г. Творческие упражнения – основа подготовки к выпускному сочинению в XI классе (Окончание) // Русский язык в школе. – 2014. – № 10. – С.3–6.

8. Ларионова Л. Г. Формирование орфографических умений и навыков на теоретической основе. // Русский язык в школе. – 2006. – № 1. – С. 10–13.

9. Львова С. И. Язык в речевом общении. – М., 1992.

10. Останина Ю. О. Коммуникативно-деятельностный подход как основа организации работы по орфографии на уроках русского языка в 8–9 классах: монография. – Ростов-на-Дону, 2015.

11. Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе: кн. для учителя. – 2-е изд., доп. – М., 1996.

12. Скрябина О. А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности: монография. – Рязань, 2009.

13. Черепанова Л. В. Инновационные технологии обучения русскому языку: «Языковой портфель ученика»: учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Чита, 2016


Рецензия

Для цитирования:


Ларионова Л.Г. Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» (1979–2019). Русский язык в школе. 2020;81(1):36-44. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-36-44

For citation:


Larionova L.G. Topical Issues of Methodology in Teaching Spelling on the Pages of the Russian Language at School Journal (1979–2019). Russian language at school. 2020;81(1):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-36-44

Просмотров: 1090


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)