Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лингвокультурологический проект «Береза – символ России» (Материалы к урокам русского языка)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-15-23

Полный текст:

Аннотация

Одна из важнейших задач учителя-словесника в современной школе – формировать у обучающихся лингвокультурологическую компетенцию, т. е. отношение к слову как к явлению культуры и духовно-нравственному феномену. На уроках школьного курса русского языка важно показать учащимся, что слово – носитель и хранитель духовной культуры народа. С этой целью необходимо анализировать ключевые слова – символы национальной культуры, например в процессе работы над лингвокультурологическим проектом, который включает следующие этапы: составление лексикографического портрета слова; анализ разнообразных текстов – художественных, публицистических, научно-популярных и др., содержащих культуроведческую информацию, которая обусловлена объектом исследования; работа с искусствоведческими источниками: произведениями живописи, музыкальными произведениями и др., связанными с объектом исследования. В статье показано, как на уроках русского языка с лингвокультурологических позиций можно исследовать слово береза во всем многообразии его значений и употреблений. Результатом совместной исследовательской деятельности учеников и учителя должен стать лингвокультурологический проект на тему «Береза – символ России», включающий следующие «страницы»: лексикографическую, этимологическую, словообразовательную, фразеологическую, фольклорную, литературную, искусствоведческую, культурологическую.

Об авторе

Н. В. Черникова
Мичуринский государственный аграрный университет; Социально-педагогический институт
Россия

Наталия Владимировна Черникова, доктор филологических наук, доцент

ул. Интернациональная, д. 101, г. Мичуринск, Тамбовская область, 393760, Россия



Список литературы

1. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 2014. – № 4. – С. 12–17.

2. Добротина И. Н. Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся в системе современного школьного языкового образования (На материале фольклорных текстов) // Русский язык в школе. – 2017. – № 8. – С. 3–8; № 9. – С. 3–6.

3. Мишатина Н. Л. Виртуальный концептуарий культуры «Доминанта души» и его методический потенциал // Русский язык в школе. – 2016. – № 7. – С. 3–7.

4. Мишатина Н. Л., Вербицкая М. Г. Методическая лингвоконцептология: ориентир – метапредметность (На примере концепта «дом») //Русский язык в школе.– 2019. – № 3. – С. 3–10. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-3-3-10.

5. Новикова Т. Ф. Урок одного слова: путь от значения к смыслам // Русский язык в школе. – 2012. – № 1. – С. 10–15.

6. Новикова Т. Ф., Терехова С. Е. Слово как духовно-нравственный ориентир // Русский язык в школе. – 2014. – № 7. – С. 3–7.

7. Остренкова М. А. Лингвокультуроведческие проекты на уроках русского языка: от слова к образу, от образа к мировидению // Русский язык в школе. – 2014. – № 11. – С. 6–12.

8. Русское устное народное творчество: хрестоматия-практикум / под общ. ред. С. А. Джанумова. – М., 2008.

9. Устьянцева Е. В. Лингвокультурологический портрет слова хлеб // Русский язык. – 2008. – № 14. – С. 9–17.

10. Черникова Н. В. Лингвокультурологические аспекты работы со словом (Материалы к урокам словесности) //Русский язык в школе. – 2017. – № 4. – С. 17–21.

11. Эпштейн М. Н. «Природа, мир, тайник вселенной...»: Система пейзажных образов в русской поэзии. – М., 1990.


Для цитирования:


Черникова Н.В. Лингвокультурологический проект «Береза – символ России» (Материалы к урокам русского языка). Русский язык в школе. 2020;81(1):15-23. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-15-23

For citation:


Chernikova N.V. Linguoculturological Project «A Birch Tree as a Symbol of Russia» (Learning Materials for Russian Language Lessons). Russian language at school. 2020;81(1):15-23. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-15-23

Просмотров: 274


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)