Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-7-14

Аннотация

Цель автора – раскрыть следующие принципы работы школьников с концептами на уроках русского языка и литературы: разграничение лексического значения и смысла слова-концепта, создание портрета слова-концепта (на примере концепта «лицо»), визуализация концептов, текстоцентризм. Выделение этих принципов основано на анализе научно-методической литературы и результатов педагогической практики. В заключительной части статьи работа с концептами соотнесена с содержанием государственных экзаменов в IX и XI классах.

Об авторе

М. И. Шутан
Нижегородский институт развития образования
Россия

Мстислав Исаакович Шутан, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой словесности и культурологии

ул. Ванеева, д. 203, г. Нижний Новгород, 603122, Россия



Список литературы

1. Апресян Ю. Д. Основные принципы и понятия системной лексикографии // Языковая картина мира и системная лексикография. – М., 2006. – С. 33–74.

2. Гаврилов В. В. Определение проблемы в тексте Единого государственного экзамена по русскому языку: концептуальный подход // Русский язык в школе. – 2019. – № 2. – С. 35–40. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-2-35-40.

3. Левушкина О. Н. Текстоориентированный урок русского языка на основе лингвокультурологической характеристики текста // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 180–193.

4. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006. – С. 316–329.

5. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017.

6. Мишатина Н. Л. Методика и технология речевого развития школьников: лингвоконцептоцентрический подход: монография. – СПб., 2009.

7. Мишатина Н. Л. Об инвентаризации терминологического аппарата методической лингвоконцептологии // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 67–80.

8. Мишатина Н. Л., Вербицкая М. Г. Методическая лингвоконцептология: ориентир – метапредметность (На примере концепта «дом») // Русский язык в школе. – 2019. – № 3. – С. 3–10. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-3-3-10.

9. Устьянцева Е. В. Лингвокультурологический портрет слова хлеб // Первое сентября. Русский язык. – 2008. – № 14 [Электронный ресурс]. – URL: https://rus.1sept.ru/view_article.php?ID=200801403 (дата обращения: 12.08.2019).

10. Цыбулько И. П. Концептоцентрический сверхтекст как основа для разработки этических задач и оценивания их решений // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 279–291.

11. Шутан М. И. Концепт «книга» на обобщающем занятии. 11 класс // Литература в школе. – 2018. – № 11. – С. 26–31.

12. Шутан М. И. О комплексном подходе к изучению концепта в школе // Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография / науч. ред. Н. Л. Мишатина. – СПб., 2017. – С. 122–135.

13. Шутан М. И. Работа с концептом «время» на уроках русского языка // Русский язык в школе. – 2019. – № 3. – С. 11–16. DOI: 10.30515/0131-6141-2019-80-3-11-16.


Рецензия

Для цитирования:


Шутан М.И. О принципах работы с концептами на уроках русского языка и литературы. Русский язык в школе. 2020;81(1):7-14. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-7-14

For citation:


Shutan M.I. On the Principles of Working with Concepts during Russian Language and Literature Lessons. Russian language at school. 2020;81(1):7-14. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2020-81-1-7-14

Просмотров: 2115


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)