Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

СМИ как деструктивное информационноС коммуникативное пространство

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-32-42

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – представить основные тенденции исследования языка в цифровой коммуникации и установить закономерности использования знака в массмедиа. Автор рассматривает массмедиа как пространство функционирования специфической системы ценностей, которая обеспечивает существование социальных структур, ангажирующих СМИ, и под влиянием которой изменяются доминирующие ценности общества. Основной способ их деструкции – деформация значений и структур языка (медиатекста), с помощью которого осуществляется воздействие на сознание пользователей массмедиа.

Современный медиатекст, будучи поликодовым образованием, воспринимается одновременно по нескольким каналам, что обеспечивает значительный эффект его воздействия. Специфика речевого действия как единицы медиатекста выражает его прагматическую направленность и детерминирует формирование особых познавательных структур, с помощью которых, с одной стороны, СМИ репрезентирует свою систему ценностей и которые, с другой – являются для реципиента специфическим ориентиром, обеспечивающим в информационном пространстве понимание событий, заданное СМИ. Для становления и развития познавательной деятельности современно- го пользователя массмедиа важно, что такие когнитивные структуры распространяются на восприятие и интерпретацию других фрагментов действительности.

Деструктивное воздействие языка СМИ проявляется также в частотном употреблении наглядно-образных знаков и характере их использования – редупликации константного содержания при изменении формы. Такой знак позволяет выражать недифференцированную отрицательную оценку событий и фактов, которая представляется также арготической лексикой. С помощью знаков такого типа осуществляется дискредитация традиционных морально-этических ценностей и подготовка пользователей массмедиа для внедрения в их сознание новых идеалов и принципов, присвоение которых облегчается также активным заимствованием англоязычной лексики. Опосредованному разрушению устойчивых семантических связей слова способствует и измене- ние его графического и фонетического облика вследствие ошибок или намеренной деформации.

Об авторе

В. А. Пищальникова
Московский государственный лингвистический университет
Россия

Вера Анатольевна Пищальникова, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, кафедра общего и сравнительного языкознания

 



Список литературы

1. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / отв. ред. А.В. Рябов, М.Ш. Курбангалеева. – М, 2003.

2. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. – М, 1989.

3. Бескоровайная И.Г. Ассоциативный эксперимент как способ реконструкции фрагментов языкового сознания // Вопросы психолингвистики. – 2004. – № 2. – С. 73–77.

4. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. – М., 1963. – Т. 2.

5. Бубнова И.А., Зыкова И.В., Красных В.В., Уфимцева Н.В. (Нео) сихолингвистика и (пси- хо)лингвокультурология: новые науки о человеке говорящем / под ред. В.В. Красных. – М., 2017.

6. Бызов Л.Г. Контуры новорусской трансформации. Социокультурные аспекты формирования современной российской нации и эволюция социально-политической системы. – М., 2013.

7. Васильев А.Д. Слово в телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления в российском телевидении. – Красноярск, 2000.

8. Гельгардт Р.Р. Помехи в понимании речевых сообщений // Русский язык в школе. – 1968. – № 3. – С. 3–8.

9. Ейгер Г.В. Механизм контроля языковой правильности высказывания. – Харьков, 1990.

10. Исаева М.Г. Кодовые переходы в СМИ. – Череповец, 2012.

11. Ланцева Е.А., Ионова Н.А. Синтез кириллицы и латиницы как одна из особенностей современного русского языка // Гуманитарный вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. – 2015. – Вып. 8 (34) [Электронный ресурс]. – URL: http://hmbul. bmstu.ru/catalog/edu/phil/292.html (дата обращения: 10.08.2019). DOI: 10.18698/2306-8477-2015- 8-292.

12. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М., 1969.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.

14. Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Мвропейская ценностная типология и базовые ценно- сти россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. – 2015. – № 3–4 (121). – С. 81–96.

15. Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезья- ны, нейроны и душа. – М., 2013.

16. Пищальникова В.А. Парадоксы «переходного периода», или Об использовании категории деятельности в лингвистике // Мстественная письменная речь: исследовательский и образовательные аспекты. Ч. 1. – Барнаул, 2002 [Электронный ресурс]. – URL: http://zav.ansya.ru/health/polblemi-pisemennoj-rechi-i-razvitieryazikovogo-chuvstva-mater/pg-21.html (дата обращения: 10.08.2019).

17. Пищальникова В.А. СМИ как среда формирования новых когнитивных структур // Чело- век в информационном пространстве: понимание в коммуникации. Сб. научных трудов. Ярославль, 2017. – Т. 1. – С. 39–43.

18. Пищальникова В.А. «Эффект бабочки»: транс- формация знака в массмедиа как когнитивная проблема // Когнитивные исследования языка. Вып. XXXV: Взгляд в будущее: новые перспективы когнитивных исследований языка: матери- алы Круглого стола. Московский государственный лингвистический университет. 2 ноября 2018 г. – Тамбов, 2018. – С. 148–154.

19. Рашкофф Д. Медиавирус. – М., 2003.

20. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. – М.; Барнаул, 2003.

21. Сонин А.Г. Комикс: психолингвистический анализ. – Барнаул, 1999.

22. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.


Для цитирования:


Пищальникова В.А. СМИ как деструктивное информационноС коммуникативное пространство. Русский язык в школе. 2019;80(6):32-42. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-32-42

For citation:


Pishchal’nikova V.A. Mass Media as a Destructive Information and Communication Space. Russian language at school. 2019;80(6):32-42. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-6-32-42

Просмотров: 92


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)