Некоторые аспекты аудирования в ситуации диалога на уроках русского языка и в рамках итогового собеседования
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-8-15
Аннотация
В статье осуществлена попытка избежать неоправданного переноса свойств устного экзамена по иностранному языку на итоговое собеседование по русскому языку; расширен интенционально-тематический репертуар диалогов, установлено соответствие между инициальными интенциями и вариантами реактивных шагов (ходов, поступков) в диалогических фрагментах, параметрированы с позиций темы и интенции / ответной реакции диалоги, содержащиеся в аудиоприложении к учебникам по русскому языку под ред. А.Д. Шмелева.
Об авторе
М. В. МасловаРоссия
учитель русского языка и литературы
ул. Мичуринская, д. 112В, Тамбов, 392032, Россия
Список литературы
1. Бабаян В.Н. Молчащий наблюдатель как неотъемлемый участник в диалогическом дискурсе терциарной речи // Верхневолжский филологический вестник. – 2018. – № 1. – С. 91–96.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 2017.
3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М., 1986.
4. Борисова И.Н. Речевая практика в аспекте прагматической компетенции // Экология языка и коммуникативная практика. – 2014. – № 2. – С. 214 –229.
5. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. – М., 2009.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования / [предисл. Л.Ф.Обуховой]. – М., 2016.
7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – 5-е изд. – М., 2008.
8. Колесникова И.Л. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие / И.Л. Колесникова, О.А. Долгина. – М., 2008.
9. Савчук Л.О. Русский язык: рабочая программа: 5–9 классы общеобразовательных организаций / под ред. Е.Я. Шмелевой. – М., 2017.
10. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году основного государственного экзамена по иностранному языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikaciikodifikatory.htm (дата обращения: 30.07.2018).
11. Успенский Б.А. Ego Loquens: Язык и коммуникативное пространство. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2012.
12. Цыбулько И.П., Малышева Т.Н. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий итогового собеседования по русскому языку: проект [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/ (дата обращения: 24.12.2018).
13. Шляхов В.И. Сценарии, стратегии и тактики русского речевого взаимодействия // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность. – 2008. – № 1. – С. 26–30.
Рецензия
Для цитирования:
Маслова М.В. Некоторые аспекты аудирования в ситуации диалога на уроках русского языка и в рамках итогового собеседования. Русский язык в школе. 2019;80(2):8-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-8-15
For citation:
Maslova M.V. A few Aspects of Speech Listening in Dialogic Situations at the Russian Language Lessons and in the Framework of the Final Interview. Russian language at school. 2019;80(2):8-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-8-15