Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Учебник русского языка как средство формирования навыков говорения

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7

Полный текст:

Аннотация

Цель данной работы – изучение сформированности навыков говорения у выпускников основной общеобразовательной школы по результатам итогового собеседования, проведенного в 2017/2018 учебном году, а также описание системы коммуникативно-ориентированных заданий, которые должен включать современный учебник русского языка.
В работе использован метод лингвистического наблюдения за речевой практикой учащихся. Наблюдения за речью учащихся в процессе построения монологического высказывания выявили ряд проблем в формировании навыков говорения: 1) незнание/несоблюдение типичной композиционной структуры текста определенного функционального типа; 2) незнание речевых моделей, характерных для описания, повествования и рассуждения; 3) несоблюдение орфоэпических, грамматических и речевых языковых норм.
Решение данных проблем требует включения в современные учебники и учебные пособия не только теоретического материала по текстоведению, но и продуманной системы коммуникативно-ориентированных заданий, способствующих развитию устной речи школьников через активизацию продуктивных видов речевой деятельности.

Об авторе

А. Г. Нарушевич
Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)»
Россия

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы

ул. Инициативная, д. 48, Таганрог, Ростовская обл., 347922, Россия



Список литературы

1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 01.06.2018).

2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

3. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.

4. Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс. – М., 2017.

5. Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 7 класс. – М., 2017.

6. Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. ОГЭ. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса. – М., 2018.

7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 01.06.2018).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2011.


Для цитирования:


Нарушевич А.Г. Учебник русского языка как средство формирования навыков говорения. Русский язык в школе. 2019;80(2):3-7. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7

For citation:


Narushevich A.G. Russian Textbook as a Means of Speaking Skills Formation. Russian language at school. 2019;80(2):3-7. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7

Просмотров: 267


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)