Учебник русского языка как средство формирования навыков говорения
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7
Аннотация
Цель данной работы – изучение сформированности навыков говорения у выпускников основной общеобразовательной школы по результатам итогового собеседования, проведенного в 2017/2018 учебном году, а также описание системы коммуникативно-ориентированных заданий, которые должен включать современный учебник русского языка.
В работе использован метод лингвистического наблюдения за речевой практикой учащихся. Наблюдения за речью учащихся в процессе построения монологического высказывания выявили ряд проблем в формировании навыков говорения: 1) незнание/несоблюдение типичной композиционной структуры текста определенного функционального типа; 2) незнание речевых моделей, характерных для описания, повествования и рассуждения; 3) несоблюдение орфоэпических, грамматических и речевых языковых норм.
Решение данных проблем требует включения в современные учебники и учебные пособия не только теоретического материала по текстоведению, но и продуманной системы коммуникативно-ориентированных заданий, способствующих развитию устной речи школьников через активизацию продуктивных видов речевой деятельности.
Об авторе
А. Г. НарушевичРоссия
кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка и литературы
ул. Инициативная, д. 48, Таганрог, Ростовская обл., 347922, Россия
Список литературы
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 01.06.2018).
2. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.
3. Методика развития речи на уроках русского языка / под ред. Т.А. Ладыженской. – М., 1991.
4. Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 6 класс. – М., 2017.
5. Нарушевич А.Г., Голубева И.В. Русский язык. Готовимся к ГИА/ОГЭ. Тесты, творческие работы, проекты. 7 класс. – М., 2017.
6. Нарушевич А.Г., Смеречинская Н.М. ОГЭ. Готовимся к устному собеседованию. Русский язык: практикум для 9 класса. – М., 2018.
7. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory (дата обращения 01.06.2018).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М., 2011.
Рецензия
Для цитирования:
Нарушевич А.Г. Учебник русского языка как средство формирования навыков говорения. Русский язык в школе. 2019;80(2):3-7. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7
For citation:
Narushevich A.G. Russian Textbook as a Means of Speaking Skills Formation. Russian language at school. 2019;80(2):3-7. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-3-7