Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-20-25

Полный текст:

Аннотация

В статье представлена методика концептуального анализа поэтического текста на основе его лексической структуры с опорой на теорию коммуникативной стилистики текста. Лексическая структура художественного текста рассматривается как способ приобщения к ценностным смыслам, репрезентированным в нем. Их изучение представляет интерес в свете аксиологического подхода к преподаванию русского языка. В статье предложена методика последовательного анализа лексической структуры поэтического текста, которая может быть использована на уроках русского языка.

Об авторе

Н. С. Болотнова
ФГБОУ ВО «Томский государственный педагогический университет»
Россия

Нина Сергеевна Болотнова, доктор филологических наук, заведующий кафедрой русского языка

ул. Киевская, д. 60, Томск, 634061



Список литературы

1. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: словарь-тезаурус. – М., 2009.

2. Дейкина А.Д. Гуманистическая сущность текста при изучении русского языка в аспекте межкультурной коммуникации // Современная коммуникативистика. – 2014. – № 2 (9). – С. 36–40.

3. Дейкина А.Д. Методическая культура учителя-словесника в современной лингвообразовательной ситуации // Русский язык в школе. – 2016. – № 6. – С. 3–5.

4. Дейкина А.Д. Урок развития устной речи в VIII классе «Язык наш превосходен…» (Опыт характеристики русского языка как уникальной по своим свойствам языковой системы) // Русский язык в школе. – 2017. – № 7. – С. 29–31.

5. Дейкина А.Д. Формирование языковой личности с ценностным взглядом на русский язык: методологические проблемы преподавания русского языка. – М.; Оренбург, 2009.

6. Дейкина А.Д. Ценностные смыслы современного учебника русского языка // Русский язык в школе. – 2018. – № 8. – С. 7–10. DOI: 10.30515/0131-6141-2018-79-8-7-10.

7. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Методический потенциал лингвокультурологических характеристик текста в школьном обучении русскому языку // Русский язык в школе. – 2014. – № 4. – С. 12–17.

8. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. «Части речи на карте Москвы» (Урок-исследование в VII классе) // Русский язык в школе. – 2017. – № 9. – С. 27–31.

9. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н., Симахина Л.В. «Краткие изъявления движения духа» (Урок в VII классе на тему «Междометие») // Русский язык в школе. – 2017. – № 4. – С. 30–32.

10. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности: кол. монография / Н.С. Болотнова, И.И. Бабенко, Е.А. Бакланова и др.; под ред. Н.С. Болотновой. – Томск, 2011.

11. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы: монография / науч. ред. Н.Л. Мишатина. – СПб., 2017.

12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 1999.

13. Пушкарева И.А. Дискурс городской газеты «Кузнецкий рабочий» (Новокузнецк) конца XX – начала XXI века как отражение ценностной картины мира: автореф. дис. … д-ра филол. наук. – Томск, 2017. – 41 с.

14. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. – М., 1987.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования // Российская газета. – № 5812 от 21 июня 2012 г. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru/2012/06/21/obstandart-dok.html (дата обращения: 10.09.2018).


Для цитирования:


Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов. Русский язык в школе. 2019;80(1):20-25. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-20-25

For citation:


Bolotnova N.S. Lexical Structure of the Poetic Text as a Key to the Comprehension of Its Inherent Values. Russian language at school. 2019;80(1):20-25. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-1-20-25

Просмотров: 1


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)