Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в современном мире

Уважаемые авторы и читатели журнала «Русский язык в школе»!

Редакция журнала «Русский язык в школе» продолжает работу семинара «Актуальные проблемы изучения и преподавания русского языка в современном мире». Его заседания некоторое время будут проходить в онлайн-формате. Приглашаем присоединиться к семинару и принять участие в бесплатном научно-практическом вебинаре «Динамика норм современного русского языка» 30 сентября 2020 года в 16:00 (Мск).

Члены редколлегии и авторы журнала не только расскажут о вариантах норм в современном русском языке и их фиксации в словарях, но и ответят на вопросы, возникающие в процессе изучения норм русского языка в рамках курсов «Русский язык» и «Русский родной язык».

Дата вебинара: 30 сентября 2020 года

Начало вебинара: 16:00 (Мск)

Стоимость участия: бесплатно, с предварительной регистрацией по ссылке https://events.webinar.ru/13299237/6131257

Программа вебинара

1. «Варианты нормы и словарная фиксация»

В. М. Пахомов,  кандидат филологических наук, главный редактор справочно-информационного интернет-портала «Грамота.ру», научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, член Орфографической комиссии РАН, член Экспертного совета Тотального диктанта

«В одном словаре мАркетинг, в другом маркЕтинг, в третьем оба варианта. Один словарь рекомендует писать считаные дни, другой – считанные дни. Кому верить?» Такие вопросы носители языка задают очень часто. Многим кажется, что словари сейчас пишут все кому не лень, что современным изданиям нельзя верить, ведь нормы – строгой нормы, которая была в изданиях советской эпохи – в них больше нет. Но это ощущение обманчиво. И в старых словарях разрешались варианты, и новые словари сообщают не только о том, что допустимо, но и о том, что по-прежнему запрещено. В наши дни выходят новые авторитетные академические словари и справочники, а некоторые издания, которыми привыкли пользоваться носители языка, уже устарели и всецело доверять им не стоит, с каким бы пиететом мы ни относились к фамилиям их авторов.

К вариантам и изменениям нормы нужно относиться спокойно, нужно понимать, что всё это – неотъемлемая часть любого живого языка. Но важно понимать, почему одни словари показывают варианты, а другие нет, нужно знать, к каким словарям стоит обращаться, как читать словарную статью и что делать, если издания противоречат друг другу.

2. «Гиперкоррекция и норма»

С. В. Иванов, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка МПГУ, член Орфографической комиссии РАН

Принято считать, что человек, который постоянно контролирует правильность своей устной и письменной речи, реже ошибается, а, по мнению некоторых людей, является чуть ли не идеальным носителем русского языка, хранителем его норм. Однако сверхконтроль, а точнее гиперкоррекция, явление неоднозначное, свидетельствующее о том, как носитель языка оценивает произношение того или иного слова, ударение в словах, стилистическую окраску слова и т.п. и в зависимости от собственной оценки выбирает ту норму, кстати, часто уже устаревшую, которая кажется ему наиболее престижной. Нормативны ли кушать, озвучить мысль, о дЕньгах, сОлит, доброго времени суток? Обсудим!

Вебинар будет проходить на платформе Webinar.ru. Участие в вебинаре бесплатное. Требуется предварительная регистрация по ссылке https://events.webinar.ru/13299237/6131257

Участвуйте в работе вебинара, задавайте вопросы!

 

Редакция журнала

«Русский язык в школе»