Отзыв о статье Людмилы Геннадьевны Ларионовой «Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала “Русский язык в школе”» В статье Л. Г. Ларионовой, посвященной юбилею журнала «Русский язык в школе», представлен глубокий аналитический обзор истории методики орфографии и актуальных проблем, значимых для современного этапа и будущего ее развития. Однако, следует подчеркнуть, что автор не ограничивает свое исследование анализом наследия и методических трудов современных ученых, а последовательно проводит мысль о важности и значимости сохранения и изучения наследия лингвистов, психологов, психолингвистов, внесших свой вклад в описание орфографии как системы, разработку ее ведущих принципов, открывших закономерности развития речи и трудности усвоения орфографии, что и стало основой для создания методических концепций известных ученых. Самое главное – в статье убедительно показана многолетняя просветительская миссия журнала «Русский язык в школе», собиравшего и собирающего ныне все лучшее из теории и практики методики обучения орфографии, несмотря на трудности существования самого журнала, издания его номеров. Многая лета журналу и его сотрудникам! Считаем, что статья Л. Г. Ларионовой становится событием для тех, кто занимается теоретическими аспектами методики орфографии, и для тех, кто каждый день учит наших детей и внуков владеть универсальным кодом отечественной культуры, учит русской орфографии.
Ольга Алексеева Скрябина, доктор педагогических наук, Уважаемая редакция журнала «Русский язык в школе»! Хочу выразить благодарность за публикацию статьи доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Ларионовой «Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала “Русский язык в школе” (1979–2019)» в РЯШ №1 за 2020 г. Внимательно прочитала статью. В очередной раз потрясена глубочайшим профессионализмом Людмилы Геннадьевны Ларионовой, чьи труды часто публикуются в журнале и оказывают большую методическую помощь учителям русского языка. Сделать предметный обзор журнальных статей, посвящённых вопросам преподавания орфографии, за 40 (!) лет – дорогого стоит. Этот труд, не сомневаюсь, станет для большого количества учителей нашей страны, студентов, аспирантов, магистрантов, молодых и опытных учёных ориентиром для поиска нужной информации по орфографии, драгоценной методической шкатулкой, в которой собраны бесценные украшения –научные статьи выдающихся (и молодых) учёных в области орфографии. Спасибо от меня и моих коллег, учителей русского языка и литературы г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, автору методических статей по орфографии Л. Г. Ларионовой, редакции журнала «Русский язык в школе» за публикации актуальных и своевременных материалов, необходимых в работе современному учителю. Юлия Олеговна Останина, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 34» города Ростова-на-Дону, кандидат педагогических наук
К вопросу о методическом наследии… Уважаемая редакция! Хочется поделиться впечатлениями от опубликованной на страницах вашего журнала (№ 1,2020 г.) статьи Л. Г. Ларионовой, масштабно освещающей опыт научно-практических изысканий в области теории и методики обучения русской орфографии в период с 1979 по 2019 гг. Тема публикации «Вопросы методики преподавания орфографии на страницах журнала «Русский язык в школе» заинтересовала меня как методиста, для которого крайне актуален вопрос о преемственности между «золотым веком» методики обучения орфографии, связанным с авторитетными именами перечисленных в работе орфографистов, и современным «ее состоянием». Думается, что словосочетание «современное состояние», применяемое Л. Г. Ларионовой по отношению к методике обучения орфографии, не является в тексте случайным. Автор не пишет, к примеру, «на современном этапе развития» методики обучения орфографии, а употребляет именно слово «состояние», что, на мой взгляд, предопределяет некую степень статичности в развитии данного научного направления на сегодняшний день, а также дискуссионный подтекст содержания статьи. В подведении Людмилой Геннадьевной итогов за последние сорок лет мне послышался призыв к действиям, направленным на сохранение методических традиций в практической деятельности учителей русского языка, а также популяризацию идей ученых-практиков, которые до сих пор реализованы не в полной мере. Многие педагоги-словесники и вовсе не знакомы с тем методическим арсеналом, который имеется в научном багаже десятилетий. Обеспечение преемственности между прошлым, настоящим и будущим методики обучения орфографии возможно лишь в тесном взаимодействии представителей полнометражно перечисленных в статье научных школ, которые, создается такое впечатление, уходят с авансцены, работников педагогических вузов (колледжей), готовящих учителей к практической деятельности, а также занимающихся повышением квалификации педагогов, и специалистов, дающих общее и среднее образование. К сожалению, в действительности, казалось бы, обреченные на сотрудничество образовательные учреждения: школа-вуз-институт повышения квалификации учителей и развития образования, не имеют единой стратегической траектории связного функционирования, а существуют в уединенном режиме, каждое само по себе. Причем школа шествует впереди педагогического вуза, не способного поспевать за внедряемыми в нее инновациями, а классические научные школы в свете инновационных процессов, требующих организационно-методического и содержательного обновления, и вовсе остаются за бортом. Методика обучения орфографии непременно требует новых организационных форм преподавания, однако в их основу должны лечь методические принципы «золотого века», что может быть обеспечено лишь посредством их реализации в условиях массовой школы. Диалог должен состояться – идеи ученых-методистов должны быть донесены до учителей-практиков и услышаны ими. Коллаборация как процесс совместной деятельности всех участников системы образования и лиц, заинтересованных в достижении единой цели, сохранении методического наследия в области теории и практики преподавания орфографии, осуществляется также в условиях систематического освещения опыта ведущих ученых и неравнодушных педагогов на страницах вашего журнала. За это вам и вашим авторам огромное спасибо! Полина Валерьевна Афанасьева, к. п. н., методист сектора сопровождения проектов в системе общего и профессионального образования ГБУ ДПО ВО «Институт развития образования» (г. Воронеж) |