

Билингвальное воспитание детей в Киргизии: преимущества и сложности
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27
Аннотация
Современное многоязычие в Киргизии представляет собой уникальный феномен, формирующийся под влиянием этнического разнообразия, глобализации и урбанизации. Цель исследования – выявить и систематизировать ключевые родительские установки и практики в двуязычном воспитании детей в Киргизии для оценки их влияния на сохранение национально-культурной идентичности и выбор образовательных стратегий. Анализ фокусируется на социолингвистической тактике родителей (включая выбор языка общения, образовательных траекторий и культурных практик) и ее влиянии на формирование национально-культурной идентичности детей. Задачами настоящего исследования являются описание демографического и социолингвистического профиля семей-участников, анализ доминирующих языковых практик и отношения родителей к двуязычию, определение применяемых ими стратегий поддержки обоих языков, а также сопоставление полученных эмпирических данных с действующими программами двуязычного образования для выработки рекомендаций по их совершенствованию. Методом анкетирования, охватившего родителей детей-билингвов разных национальностей, выявлены предпочтения и дилеммы в языковом выборе, включая баланс между сохранением родного языка и перспективами обучения на русском. Исследование продемонстрировало, что большинство семей положительно относятся к двуязычию, рассматривая его как преимущество для когнитивного развития и социальной адаптации детей. Однако они также осознают риски утраты национально-культурных корней. Результаты исследования подчеркивают необходимость укрепления сбалансированной языковой политики и образовательных инициатив для равномерного развития билингвальных навыков. Важно также интегрировать культурные традиции и современные технологии в процесс двуязычного воспитания, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности в условиях многоязычного общества.
Об авторе
З. Ч. АлтыбаеваРоссия
Зуура Чотоновна Алтыбаева, аспирант кафедры русской филологии, научный сотрудник
г. Бишкек
Список литературы
1. Бабина С. П. Детский билингвизм как педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2007. № 4(67). С. 114–117.
2. Баянова Л. Ф., Шишова Е. О. Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 2. C. 37–49. http://doi.org/10.17759/pse.2019240204.
3. Дербишева З. К. Языковые контакты в сфере билингвизма в Кыргызстане // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13, № 1. С. 144–155. http://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-144-155.
4. Кронгауз М. А. Конкуренция и взаимодействие языков: социолингвистический подход // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 1. C. 45–49. http://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-1-4.
5. Куфтяк Е. В., Ханухова Л. М., Пойманова Е. В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. 2019. № 2(92). С. 30–39. http://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-10042.
6. Орусбаев А. О. Русский язык как этнокоммуникативный компонент дву- и многоязычия в Кыргызстане. Бишкек: НИИ регион. славяноведения КРСУ, 2003. 220 с.
7. Павлова Е. В., Николаева А.-М. Ю. Об актуальности разработки билингвальной образовательной программы дошкольного образования // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2020. Т. 2, № 1. С. 26–31. http:// doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-1-26-31.
8. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 717 с. [Мацумото 2003].
9. Тагаев М. Дж. Диалог языков и культур (на материале функционирования и взаимодействия культурно-языковых пространств киргизского и русского языков). Бишкек: Кыргызско-Российский славянский университет, 2015. 240 с.
10. Тагаев М. Дж. Русский язык в Кыргызстане: языковая политика, цифровые ресурсы и научно-образовательный дискурс молодого поколения // Международный научный конгресс «Русский язык в странах СНГ: положение, функционирование, коммуникация» (1–3 ноября 2022 года): сб. мат.: в 3 ч. Ч. III: Русский язык в цифровом пространстве СНГ [Электронное издание] / С. Ю. Камышева (отв. ред.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. С. 4–9. URL: https:// cis.minsk.by/img/news/24396/6374c91bc330d.pdf (дата обращения: 23.02.2024).
11. Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Multilingual Matters, 2011. 498 p.
12. Grosjean F. Life with Two Languages: An Introduction to Bilingualism. Publisher Cambridge, Harvard University Press, 1982. 370 p.
13. Fishman J., Garcia O. Handbook of Language and Ethnic Identity: The Success-Failure Continuum in Language and Ethnic Identity Efforts (Vol. 2). Oxford University Press, 2011. 512 p.
Рецензия
Для цитирования:
Алтыбаева З.Ч. Билингвальное воспитание детей в Киргизии: преимущества и сложности. Русский язык в школе. 2025;86(5):19-27. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27
For citation:
Altybayeva Z.Ch. Bilingual parenting in Kyrgyzstan: advantages and difficulties (a look at the problem through the prism of parental attitudes). Russian language at school. 2025;86(5):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27