Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Билингвальное воспитание детей в Киргизии: преимущества и сложности

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27

Аннотация

Современное многоязычие в Киргизии представляет собой уникальный феномен, формирующийся под влиянием этнического разнообразия, глобализации и урбанизации. Цель исследования – выявить и систематизировать ключевые родительские установки и практики в двуязычном воспитании детей в Киргизии для оценки их влияния на сохранение национально-культурной идентичности и выбор образовательных стратегий. Анализ фокусируется на социолингвистической тактике родителей (включая выбор языка общения, образовательных траекторий и культурных практик) и ее влиянии на формирование национально-культурной идентичности детей. Задачами настоящего исследования являются описание демографического и социолингвистического профиля семей-участников, анализ доминирующих языковых практик и отношения родителей к двуязычию, определение применяемых ими стратегий поддержки обоих языков, а также сопоставление полученных эмпирических данных с действующими программами двуязычного образования для выработки рекомендаций по их совершенствованию. Методом анкетирования, охватившего родителей детей-билингвов разных национальностей, выявлены предпочтения и дилеммы в языковом выборе, включая баланс между сохранением родного языка и перспективами обучения на русском. Исследование продемонстрировало, что большинство семей положительно относятся к двуязычию, рассматривая его как преимущество для когнитивного развития и социальной адаптации детей. Однако они также осознают риски утраты национально-культурных корней. Результаты исследования подчеркивают необходимость укрепления сбалансированной языковой политики и образовательных инициатив для равномерного развития билингвальных навыков. Важно также интегрировать культурные традиции и современные технологии в процесс двуязычного воспитания, чтобы обеспечить гармоничное развитие личности в условиях многоязычного общества.

Об авторе

З. Ч. Алтыбаева
Институт русского языка им. А. Орусбаева, Межгосударственная образовательная организация высшего образования Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина
Россия

Зуура Чотоновна Алтыбаева, аспирант кафедры русской филологии, научный сотрудник

г. Бишкек



Список литературы

1. Бабина С. П. Детский билингвизм как педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2007. № 4(67). С. 114–117.

2. Баянова Л. Ф., Шишова Е. О. Билингвальное образование: модель экспертизы качества билингвальной образовательной среды раннего детства // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24, № 2. C. 37–49. http://doi.org/10.17759/pse.2019240204.

3. Дербишева З. К. Языковые контакты в сфере билингвизма в Кыргызстане // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. Т. 13, № 1. С. 144–155. http://doi.org/10.22363/2313-2299-2022-13-1-144-155.

4. Кронгауз М. А. Конкуренция и взаимодействие языков: социолингвистический подход // Слово.ру: балтийский акцент. 2018. Т. 9, № 1. C. 45–49. http://doi.org/10.5922/2225-5346-2018-1-4.

5. Куфтяк Е. В., Ханухова Л. М., Пойманова Е. В. Билингвизм у детей: влияние на когнитивно-коммуникативное развитие и инструменты измерения // Современное дошкольное образование. 2019. № 2(92). С. 30–39. http://doi.org/10.24411/1997-9657-2018-10042.

6. Орусбаев А. О. Русский язык как этнокоммуникативный компонент дву- и многоязычия в Кыргызстане. Бишкек: НИИ регион. славяноведения КРСУ, 2003. 220 с.

7. Павлова Е. В., Николаева А.-М. Ю. Об актуальности разработки билингвальной образовательной программы дошкольного образования // Исследования языка и современное гуманитарное знание. 2020. Т. 2, № 1. С. 26–31. http:// doi.org/10.33910/2686-830X-2020-2-1-26-31.

8. Психология и культура / под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 717 с. [Мацумото 2003].

9. Тагаев М. Дж. Диалог языков и культур (на материале функционирования и взаимодействия культурно-языковых пространств киргизского и русского языков). Бишкек: Кыргызско-Российский славянский университет, 2015. 240 с.

10. Тагаев М. Дж. Русский язык в Кыргызстане: языковая политика, цифровые ресурсы и научно-образовательный дискурс молодого поколения // Международный научный конгресс «Русский язык в странах СНГ: положение, функционирование, коммуникация» (1–3 ноября 2022 года): сб. мат.: в 3 ч. Ч. III: Русский язык в цифровом пространстве СНГ [Электронное издание] / С. Ю. Камышева (отв. ред.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2022. С. 4–9. URL: https:// cis.minsk.by/img/news/24396/6374c91bc330d.pdf (дата обращения: 23.02.2024).

11. Baker C. Foundations of Bilingual Education and Bilingualism. Multilingual Matters, 2011. 498 p.

12. Grosjean F. Life with Two Languages: An Introduction to Bilingualism. Publisher Cambridge, Harvard University Press, 1982. 370 p.

13. Fishman J., Garcia O. Handbook of Language and Ethnic Identity: The Success-Failure Continuum in Language and Ethnic Identity Efforts (Vol. 2). Oxford University Press, 2011. 512 p.


Рецензия

Для цитирования:


Алтыбаева З.Ч. Билингвальное воспитание детей в Киргизии: преимущества и сложности. Русский язык в школе. 2025;86(5):19-27. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27

For citation:


Altybayeva Z.Ch. Bilingual parenting in Kyrgyzstan: advantages and difficulties (a look at the problem through the prism of parental attitudes). Russian language at school. 2025;86(5):19-27. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-19-27

Просмотров: 4


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)