Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

В поисках целостности, или Как удержать духовные доминанты в языковом образовании

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-7-18

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме сохранения духовных доминант в современном языковом образовании. Дан сопоставительный анализ лингвокультурного концепта как имманентно-антропологического феномена и религиозного концепта, понимаемого как теоантропологический феномен. Цель статьи – обосновать целесообразность расширения понимания лингвокультурного концепта за счет введения особого религиозно-мировоззренческого компонента его рассмотрения. Определена связь методической лингвоконцептологии с областью теолингвистического знания. Предложен новый метод исследования текста и его ключевого концепта на уроке русского языка: лингвокультурологическое прочтение концепта в сопряжении с его религиозно-мировоззренческим ракурсом. В рамках теолингвистической технологии, основу которой составляет разработанный В. И. Постоваловой уровневый подход к описанию смысловой экспликации религиозного концепта, приводятся вопросы для понимания и переживания старшеклассниками трансцендентности концепта «Смирение». Рассмотрен «человек смиренный» и отношение к нему в православном самосознании (стихотворение «Печальники земли» А. В. Круглова). Дан вариант целостного лингвоконцептологического прочтения стихотворения О. А. Седаковой «Сергий Радонежский» в сопряжении с его религиозно-мировоззренческим ракурсом. Методами исследования являются анализ научных источников, метод научного обобщения, методы лингвоконцептологических исследований. Сделан вывод: в условиях девальвации важнейших для национального самосознания слов (имен концептов) и обостряющегося противопоставления «буквы» и «цифры» моделирование ключевых лингвокультурных концептов в сопряжении с их дополнительным религиозно-мировоззренческим ракурсом («буквы в духе») приближает языковую личность к пониманию глубинных смыслов духовных доминант русской лингвокультуры, тем самым обеспечивая сохранность национальной идентичности.

Об авторе

Н. Л. Мишатина
Независимый исследователь
Россия

Наталья Львовна Мишатина, доктор педагогических наук, профессор

г. Санкт-Петербург



Список литературы

1. Богданова Е. С. Формирование представлений школьников о духовной сущности русского языка в процессе изучения его системы // Русская филология и национальная культура. 2025. № 1(14). С. 56–70 [Электронный ресурс]. URL: https://filolog-rgu.ru/русская-филология-и-национальная-кул-14/ (дата обращения: 05.07.2025).

2. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три лингвострановедческие концепции: лексического фона, рече-поведенческих практик и сапиентемы / под ред. и с послесловием акад. Ю. С. Степанова. М.: Индрик, 2005. 1037 с.

3. Воркачев С. Г. Раздел 1. Принципы семантического портретирования лексики // Лингвокультурная концептология: учебное пособие / С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, В. А. Маслова и др.; под ред. М. В. Пименовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2025. С. 5–18.

4. Гадомский А. К. Религиозный язык – теолингвистика – языкознание // Ученые записки Таврического национального университета имени В. И. Вернадского. Серия: Филология. 2007. Т. 20(59). № 1. С. 287–292.

5. Жулькова К. А. Религиозно-философские мотивы в лирике Ольги Cедаковой (Обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7: Литературоведение. 2021. № 2. С. 91–102. https://doi.org/10.31249/lit/2021.02.07.

6. Завьялова Е. Е. Образ Сергия Радонежского в русской поэзии XX–XXI вв. // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 3(40). С. 410–424.

7. Маслова В. А., Данич О. В., Крицкая Н. В. Великое русское слово: духовность и трансцендентность // Русистика без границ. 2021. Т. 5, № 2. С. 39–46.

8. Маслова В. А. Раздел 3. Лингвокультурология вчера, сегодня, завтра // Лингвокультурная концептология: учебное пособие / С. Г. Воркачев, В. И. Карасик, В. А. Маслова и др.; под ред. М. В. Пименовой. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2025. С. 157–205.

9. Мишатина Н. Л. Методическая лингвоконцептология: новые идеи и антропопрактики: монография / предисловие С. Г. Воркачева. СПб.: ООО «Книжный дом», 2022. 304 с. https:// doi.org/10.25807/9785947774436.

10. Постовалова В. И. Религиозные концепты в православном миросозерцании (опыт теолингвистического анализа) // Критика и семиотика. 2014. № 2. С 127–148.

11. Постовалова В. И. Религиозные концепты в православном мировоззрении (Образовательный курс) // Magister Dixit – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2013. № 4(12). С. 107–216.

12. Постовалова В. И. Теолингвистика в современном гуманитарном познании: истоки, основные идеи и направления // Magister Dixit – научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2012. № 4. С. 54–101.

13. Степаненко В. А. Слово / Logos / Имя – имена – концепт – слова (сравнительно-типологический анализ концепта «Душа. Seele. Soul» (на материале русского, немецкого и английского языков): монография. Иркутск: Иркут. гос. лингвист. ун-т, 2006. 309 с.

14. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2019. 512 с.

15. Федотов Г. П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2 т. Т. 1. СПб.: София, 1991. 352 с.

16. Флоренский П. Сочинения: в 4 т. Т. 3 (1) М.: Мысль, 1999. 621 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мишатина Н.Л. В поисках целостности, или Как удержать духовные доминанты в языковом образовании. Русский язык в школе. 2025;86(5):7-18. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-7-18

For citation:


Mishatina N.L. In search of integrity, or How to maintain spiritual dominants in language education. Russian language at school. 2025;86(5):7-18. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-5-7-18

Просмотров: 7


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)