Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Особенности наименования лица в образовательной сфере в русском языке (начало XXI века)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-88-101

Аннотация

В данной статье на материале Национального корпуса русского языка, словарей русского языка, текстов научных статей педагогической тематики, информационного лексикографического ресурса «Новое в русской лексике. Словарные материалы» и др. описываются семантические особенности наименований лица, функционирующих в современном русском языке. Изменения, происходящие в современной образовательной сфере, оказывают влияние на словарный состав русского языка, поскольку для обозначения новых явлений в современном образовательном процессе становится необходимым возникновение новых лексических единиц, а также развитие новых значений уже функционирующих в данной тематической группе лексем. Исследование слов, вошедших в обиход современной русской письменной и устной речи, но отсутствующих в лексикографических источниках, актуально, поскольку позволяет с помощью метода сплошной выборки фактического материала, описательного и статистического методов, методов анализа и синтеза, компонентного анализа, анализа социокультурного контекста определить значения новых номинаций, описать особенности их сочетаемости, отметить синтагматический потенциал. В результате проведенного исследования было выявлено 213 наименований лица (обучающих, обучающихся и руководителей образовательных организаций, занятых в образовательном процессе на разных ступенях образования); проанализированы семантические изменения слов в сфере образовательной деятельности; рассмотрены новые лексические единицы и описаны их значения; проведен анализ лексических единиц синонимических рядов. Полученные результаты исследования позволяют определить динамические лексико-семантические процессы, развитие синтагматических и парадигматических свойств лексических единиц, номинирующих лиц образовательной сферы. В заключении подчеркивается важность словообразовательной деривации в неологизации современного русского языка, а также перспективность изучения развивающихся в языке новых словообразовательных гнезд.

Об авторах

А. Г. Гатауллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Алсу Гайсовна Гатауллина, кандидат филологических наук, доцент 

г. Казань 



Р. Р. Залялова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия

Регина Ренатовна Залялова, кандидат филологических наук, доцент 

г. Казань 



Список литературы

1. Гаврилова И. В. Словообразовательные особенности актуальной лексики современного цифрового образования // Язык. Личность. Культура: cб. научных статей по итогам Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвященной 175-летию И. Я. Яковлева и 65-летию присвоения педагогическому университету имени И. Я. Яковлева. Чебоксары, 5–6 октября 2023 г. Чебоксары: Чувашский гос. пед. ун-т им. И. Я. Яковлева, 2023. С. 78–83 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/dpjkcr?ysclid=m30bxz99xm390385245 (дата обращения: 15.10.2024).

2. Кузьминова Е. А. О проблеме асимметрии терминосистем сферы образования в русском и английском языках // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2024. № 1. С. 40–46. https://doi.org/10.17308/lic/1680-5755/2024/1/40-46.

3. Лежнев С. Н. Англоязычные фразеологизмы сферы образования // Восточнославянская филология. Языкознание. 2016. № 2(28). С. 288–294.

4. Лукманова Р. Р., Утробина А. А. К вопросу об англо-русском переводе новой специальной лексики сферы «Высшее образование» // Перевод. Язык. Культура: материалы XII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 28–29 мая 2021 г. СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2021. С. 103–106 [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?edn=tobxtj&ysclid=m30bdjtor7885252719 (дата обращения: 15.10.2024).

5. Мазарчук А. В. Монгольская лексика сферы просвещения, образования и науки // Oriental Studies. 2024. Т. 17, № 1. С. 224–235. https://doi. org/10.22162/2619-0990-2024-71-1-224-235.

6. Нагуманова В. А. Неологизмы в сфере образования в период пандемии коронавируса (на примере немецкого языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021;14(9):2797–2801. https://doi.org/10.30853/ phil210446.

7. Полищук Т. И., Агеева М. Ю. Неологизмы французского языка в сфере «Образование»: от теории к практике // Наукосфера. 2023. № 5-2. С. 135–139.

8. Рашидова Н. Б. Способ словосложения как один из способов образования терминов в сфере образования в арабском языке // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5, № 11. С. 415– 419. http://doi: 10.33619/2414-2948/48.

9. Ян Х., Каргы Т. А. Семантика лексических единиц наименований лиц, занятых в сфере образования (на материале русского и китайского языков) // В мире русского языка и русской культуры: сб. тезисов VII Международной студенческой научно-практической конференции. Москва, 21 апреля 2023 г. [Электронное издание]. М.: Гос. ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 2024. С. 224–228.


Рецензия

Для цитирования:


Гатауллина А.Г., Залялова Р.Р. Особенности наименования лица в образовательной сфере в русском языке (начало XXI века). Русский язык в школе. 2025;86(4):88-101. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-88-101

For citation:


Gataullina A.G., Zalalova R.R. Distinctive features of names of persons in the educational sphere of the Russian language (early 21st century). Russian language at school. 2025;86(4):88-101. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2025-86-4-88-101

Просмотров: 54


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)