Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Отражение локальной культурной традиции в устных воспоминаниях о детстве (на материале речи носителей кубанских говоров)

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-87-98

Аннотация

В статье рассмотрены функциональный потенциал, тематика, содержание и языковые особенности устных рассказов-воспоминаний носителей кубанских говоров о детских годах (30, 40, 50, 60, 70-е гг. ХХ в.). Основной корпус текстов собран полевым методом в рамках диалектологических экспедиций (2005–2023 гг.). При анализе языкового материала использованы текстуальный анализ, метод тематической классификации, лингвистического комментирования языковых фактов. Показано, что в тематике и содержании устных воспоминаний о детстве старожильческого населения Кубани находит отражение локальная культурная традиция, которая, органично вписываясь в общенациональный культурный контекст, обладает особенностями, обусловленными спецификой региона как казачьего края. Отмечены повторяющиеся сюжеты, появление которых связано с обстоятельствами жизни, общими для данного диалектного сообщества. Установлен функциональный потенциал воспоминаний о детстве в плане определения концептуальных смыслов у отдельных понятий. Продемонстрировано, что важной составляющей локальной культурной традиции выступает кубанский диалект, усвоенный рассказчиками с детства и остающийся для большинства из них естественным средством коммуникации. Анализ языковых особенностей воспоминаний показал последовательное проявление диалектных черт на всех языковых уровнях, что позволяет признать рассказы информантов о детстве одним из эффективных способов консервации диалекта. В заключении отмечается научный потенциал устных воспоминаний о детстве как ценного материала для разноаспектных исследований феномена детства и для изучения такого уникального явления, как языковая генетическая память, сохраняющая диалект не только в пространстве, но и во времени. Также акцентируется внимание на дидактических возможностях проанализированных текстов, знакомство с которыми на уроках русского языка, истории, библиотечных уроках, классных часах будет способствовать укреплению преемственности поколений, формированию этнической идентичности, причастности к семейной истории людей, из судеб которых складывается история страны и народа.

Об авторах

О. Г. Борисова
Кубанский государственный университет
Россия

Ольга Геннадиевна Борисова, доктор филологических наук, доцент, профессор

г. Краснодар



Л. Ю. Костина
Кубанский государственный университет
Россия

Людмила Юрьевна Костина, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой современного русского языка

г. Краснодар



Список литературы

1. Багирова Е. П. Варианты наименований детей в русских говорах юга Тюменской области // Вестник Курганского государственного университета. 2019. № 1(52). С. 70–75.

2. Большакова Н. В. «Детские» слова в диалектном дискурсе (на материале псковских говоров) // Тезисы LI Международной научной филологической конференции имени Л. А. Вербицкой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2023 [Электронный ресурс]. URL: https://conferencespbu.ru/conference/50/layout/ (дата обращения: 05.05.2024).

3. Большакова Н. В. Модель мира детства в фольклорном дискурсе (на материале региональных текстов детского фольклора) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 4. С. 1065–1069. https://doi.org/10.30853/phil20220164.

4. Воробьева Л. Б., Митченко З. В. Социокультурный феномен детства в аспекте этнопедагогики // Самарский научный вестник. 2022. Т. 11, № 1. С. 288–292. https://doi.org/10.55355/snv2022111304.

5. Ганичева С. А. Воспоминания брата и сестры о деревенском детстве: лингвогендерологический аспект // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 5(92). С. 66–77. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2019-5-92-5.

6. Ильина Е. Н., Комиссарова Т. Г. Языковая картина мира вологодского крестьянина: в 2 ч. Ч. 2: Детство. Вологда: Вологодский гос. ун-т, 2019. 176 с.

7. Кормазина О. П. Воспоминания о детстве: особенности жанра в аспекте возрастных различий рассказчиков // Вопросы психолингвистики. 2016. № 4(30). С. 283–290.

8. Маркина Л. В. Репрезентация агрессивных проявлений в отношении детей в русском диалектном дискурсе // Языковые категории и единицы: синтагматический аспект: материалы XIV Международной научной конференции, посвященной 120-летию профессора Н. Н. Прокоповича. Владимир: Транзит-ИКС, 2021. С. 214–220.

9. Поповичева И. В. Названия детских игр в русских диалектах (на материале «Словаря русских народных говоров») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 11(89). Ч. 2. C. 377–381. https://doi.org/10.30853/filnauki.2018-11-2.3.

10. Поповичева И. В. Образные номинации детей и подростков в русских диалектах (на материале «Словаря русских народных говоров») // Культура и цивилизация. 2017. Т. 7, № 4А. С. 106–119.

11. Поповичева И. В. Социально-оценочное значение в диалектных наименованиях детей // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 9(31). С. 213–217.

12. Угрюмова М. М. Игровая лексика в говорах Среднего Приобья // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 452. С. 46–53. https://doi.org/10.17223/15617793/452/5.

13. Угрюмова М. М. Обряды и суеверия, связанные с детьми, в говорах Среднего Приобья // Тезисы L Международной научной филологической конференции имени Л. А. Вербицкой. Санкт-Петербург, 15–23 марта 2022 г. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2022. С. 495‒496.

14. Харламова М. А., Москаленко В. С. Маркеры возрастной стратификации в диалектном дискурсе и тематическая разметка текста // Гуманитарные исследования. Вестник финансового университета. 2019. № 3(24). С. 111–114. https:// doi.org/10.36809/2309-9380-2019-24-111-114.


Рецензия

Для цитирования:


Борисова О.Г., Костина Л.Ю. Отражение локальной культурной традиции в устных воспоминаниях о детстве (на материале речи носителей кубанских говоров). Русский язык в школе. 2024;85(6):87-98. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-87-98

For citation:


Borisova O.G., Kostina L.Yu. Reflection of local cultural tradition in oral childhood memories (based on the speech of speakers of Kuban subdialects). Russian language at school. 2024;85(6):87-98. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-87-98

Просмотров: 202


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)