

Грамматический аспект усвоения личных местоимений
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-25-38
Аннотация
Статья посвящена грамматическому аспекту усвоения личных местоимений в русском языке. Изучение особенностей их употребления в первый год персонального онтогенеза проливает свет на становление предикативных отношений, механизм согласования (координации) субъекта и предиката, развитие типов и форм подлежащего и сказуемого. В работе прослеживаются этапы предицирования с участием личных местоимений, рассматриваются предпосылки координации и выявляются типичные свойства я-, ты- и он-высказываний в речи детей. Материалом для анализа служат три лонгитюдных корпуса аудио- и видеозаписей диалогического взаимодействия взрослых с типично развивающимися детьми раннего возраста (70 часов). Спонтанная речь расшифрована и закодирована в соответствии с международными стандартами. Исследование показало, что предикативные отношения развиваются от синкретичного представления субъектного и предикатного компонентов к расчлененному, от отсутствия формального согласования между ними к его наличию, от безглагольного употребления личных местоимений к глагольному. Общие и индивидуальные особенности функционирования высказываний с личными местоимениями в речи информантов подтверждаются статистически.
Об авторе
В. В. КазаковскаяРоссия
Виктория Виладиевна Казаковская, доктор филологических наук, профессор РАН, ведущий научный сотрудник Отдела теории грамматики
г. Санкт-Петербург
Список литературы
1. Воейкова М. Д. Личные местоимения в потоке речи и их вклад в становление языковой системы // Проблемы онтолингвистики – 2021: Языковая система ребенка в ситуации одно- и многоязычия: материалы ежегодной Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 13–15 апреля 2021 года. СПб.: ВВМ, 2021. С. 23–32.
2. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: в 2 ч. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
3. Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Куйбышев: Изд-во Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1990. 103 с.
4. Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 492 с.
5. Доброва Г. Р. Освоение детьми функциональносемантической категории персональности // Семантические категории в детской речи / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб.: Нестор-История, 2007. С. 181–200.
6. Казаковская В. В. Вопрос и ответ в диалоге «взрослый – ребенок»: Психолингвистический аспект. М.: URSS, 2019. 448 с.
7. Казаковская В. В. Конструкции с личными местоимениями в детской речи (по данным диалога «взрослый – ребенок») // Лекантовские чтения – 2021: материалы Международной научной конференции / отв. ред. Е. Н. Орехова. М.: Изд-во МГОУ, 2021. С. 46–51.
8. Казаковская В. В. Личные местоимения и их пропуск (pro-drop) на ранних этапах усвоения языка // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН. 2024. № 2(40). С. 133–149 [Казаковская 2024а].
9. Казаковская В. В. От первого лица: местоименно-глагольные высказывания в русской детской речи // Acta Linguistica Petropolitana. 2024. Т. 20, Ч. 1. C. 98–142. https://doi.org/10.30842/alp2306573720198142 [Казаковская 2024б].
10. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001. 851 с.
11. Краснощекова С. В. Местоимение 3-го лица он в речи русскоязычного ребенка: casestudy на базе корпуса детской речи // Studia Slavica Academiae Scientiarum Hungaricae. 2023. Вып. 1–2.
12. Лекант П. А. Структура синтаксической категории лица // Лекант П. А. Очерки по грамматике русского языка. М.: Издательство МГОУ, 2002. С. 133–138.
13. Лепская Н. И. Язык ребенка (Онтогенез речевой коммуникации). М.: Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 1997. 151 с.
14. Bittner D., Dressler W. U., Kilani-Schoch M. Introduction // Bittner D., Dressler W. U., Kilani-Schoch M. (eds.). Development of verb inflection in first language acquisition. A cross-linguistic perspective. Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 2003. P. XII–XXXVII. https://doi.org/10.1515/9783110899832.
15. Dale P. S., Crain-Thoreson C. Pronoun reversals: who, when, and why? // Journal of Child Language. 1993. Vol. 20, No. 3. P. 573–589. https:// doi.org/10.1017/S0305000900008485.
16. Dressler W. U. Degrees of grammatical productivity in inflectional morphology // Italian Journal of Linguistics. 2003. Vol. 15, No. 1. P. 31–62.
17. Evans К. E., Demuth K. Individual differences in pronoun reversal: Evidence from two longitudinal case studies // Journal of child language. 2012. Vol. 39, No. 1. P. 162–191. https://doi.org/10.1017/S0305000911000043.
18. Gagarina N., Özsoj O., Argus R. et al. Acquisition of pronouns in typologically different languages: morphological richness and pro-drop // International Association for the Study of Child Language. 16th Congress. Prague. July 15–19, 2024. Book of abstract, p. 218.
19. MаcWhinney B. The CHILDES project: tools for analyzing talk. 3rd edition. Mahwah-New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2000.
20. Markova G., Smolik F. What do you think? The relationship between person reference and communication about the mind in toddlers // Social Development. 2014. Vol. 23, No. 1. P. 61–79. https:// doi.org/10.1111/sode.12044.
21. Mazzaggio G. The Theory of Mind’s role in pronoun acquisition: The phenomenon of pronoun reversal in typically developing children // Studies in the Linguistic Sciences: Illinois Working Papers. 2016. P. 55–69. https://hdl.handle.net/2142/101447.
22. Naigles L. R, Cheng M., Rattanasone N. X. et al. “You’re telling me!” The prevalence and predictors of pronoun reversals in children with autism spectrum disorders and typical development // Research in Autism Spectrum Disorders. 2016. No. 27. P. 11–20. https://doi.org/10.1016/j.rasd.2016.03.008.
23. Siu C. T.-S., Cheung H. A longitлudinal reciprocal relation between theory of mind and language // Cognitive development. 2022. Vol. 62, No. 1–15. https://doi.org/10.1016/j.cogdev.2022.101176.
24. Voeikova M. D., Krasnoshchekova S. V. The use of pronouns as a developmental factor in early Russian language acquisition // N. Gagarina, R. Musan (eds.). Referential and Relational Discourse Coherence in Adults and Children. Boston; Berlin: De Gruyter Mouton, 2020. P. 171–206. https://doi.org/10.1515/9781501510151-008.
25. Wechsler S. What ‘you’ and ‘I’ mean to each other: Person indexicals, self-ascription, and theory of mind. Language. 2010. Vol. 86, No. 2. P. 332–365. https://doi.org/10.1353/lan.0.0220.
Рецензия
Для цитирования:
Казаковская В.В. Грамматический аспект усвоения личных местоимений. Русский язык в школе. 2024;85(6):25-38. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-25-38
For citation:
Kazakovskaya V.V. The grammatical aspect of personal pronoun acquisition. Russian language at school. 2024;85(6):25-38. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-6-25-38