

Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15
Аннотация
Проблема преодоления фрагментарности восприятия представителей цифрового поколения является остро актуальной задачей современной науки, так как в стремительно меняющемся мире молодежь неизбежно сталкивается с негативным влиянием технологического прогресса на развитие психических процессов. Цель автора – представить результаты исследования словесного рисования как способа развития целостности восприятия художественных произведений и речевых высказываний в условиях вызовов XXI в. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; моделирование процесса обучения словесному рисованию; обобщение опыта учителей-словесников, включая опыт самого автора; обобщение результатов педагогических экспериментов, анализ письменных работ учащихся V–VII классов. Результаты исследования – выделение принципов подготовки школьников к словесному рисованию на уроках русского языка и литературы: концентрация на представлениях; конкретизация и детализация представлений; активизация воображения; эмоциональная вовлеченность; субъективная модальность. Приведены примеры упражнений и заданий для реализации этих принципов; разбираются образцы ученических работ, подтверждающие их эффективность. Выводы. Принципы подготовки к словесному рисованию, сформулированные в статье, способствуют целостности восприятия окружающей действительности и помогают преодолеть его фрагментарность. После такой подготовки школьники приобретают способность создавать завершенные, с деталями и выразительными подробностями, цельные словесные картины.
Об авторе
Л. А. МосуноваРоссия
Людмила Александровна Мосунова, доктор психологических наук, доцент, профессор
г. Киров
Список литературы
1. Александров В. Я. Из записной книжки // Наука и жизнь. 1968. № 7. С. 123.
2. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации; пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.
3. Булдакова Ю. В., Динер Е. В. Текст читательских комментариев к произведениям художественной литературы как источник изучения национального культурного кода // Текст. Кни га. Книгоиздание. 2022. № 30. С. 95–112. https://doi.org/10.17223/23062061/30/6.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя. 3е изд. М.: Просвеще ние, 1991. 93 с.
5. Мосунова Л. А. Редукция воображения читателя в условиях мультимедийной среды // Вестник белорусского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4(42). С. 109–119.
6. Мосунова Л. А. Риски цифровизации образования // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 7. С. 14–18. https://doi.org/10.36535/05480019-2020-07-2.
7. Мосунова Л. А. Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художественного текста // Литература в школе. 2007. № 3. С. 28–31.
8. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. 2е изд. М.: Язы ки славянской культуры, 2016. 447 с.
Рецензия
Для цитирования:
Мосунова Л.А. Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия. Русский язык в школе. 2024;85(1):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15
For citation:
Mosunova L.A. Verbal painting as a way of overcoming fragmentary perception. Russian language at school. 2024;85(1):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15