Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15

Аннотация

Проблема преодоления фрагментарности восприятия представителей цифрового поколения является остро актуальной задачей современной науки, так как в стремительно меняющемся мире молодежь неизбежно сталкивается с негативным влиянием технологического прогресса на развитие психических процессов. Цель автора – представить результаты исследования словесного рисования как способа развития целостности восприятия художественных произведений и речевых высказываний в условиях вызовов XXI в. Методы исследования: анализ научно-методической литературы; моделирование процесса обучения словесному рисованию; обобщение опыта учителей-словесников, включая опыт самого автора; обобщение результатов педагогических экспериментов, анализ письменных работ учащихся V–VII классов. Результаты исследования – выделение принципов подготовки школьников к словесному рисованию на уроках русского языка и литературы: концентрация на представлениях; конкретизация и детализация представлений; активизация воображения; эмоциональная вовлеченность; субъективная модальность. Приведены примеры упражнений и заданий для реализации этих принципов; разбираются образцы ученических работ, подтверждающие их эффективность. Выводы. Принципы подготовки к словесному рисованию, сформулированные в статье, способствуют целостности восприятия окружающей действительности и помогают преодолеть его фрагментарность. После такой подготовки школьники приобретают способность создавать завершенные, с деталями и выразительными подробностями, цельные словесные картины.

Об авторе

Л. А. Мосунова
Вятский государственный университет
Россия

Людмила Александровна Мосунова, доктор психологических наук, доцент, профессор

г. Киров



Список литературы

1. Александров В. Я. Из записной книжки // Наука и жизнь. 1968. № 7. С. 123.

2. Брунер Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации; пер. с англ. К. И. Бабицкого; предисл. и общ. ред. д. чл. АПН СССР А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977. 412 с.

3. Булдакова Ю. В., Динер Е. В. Текст читательских комментариев к произведениям худо­жественной литературы как источник изучения национального культурного кода // Текст. Кни­ га. Книгоиздание. 2022. № 30. С. 95–112. https://doi.org/10.17223/23062061/30/6.

4. Выготский Л. С. Воображение и твор­чество в детском возрасте: Психологический очерк: кн. для учителя. 3­е изд. М.: Просвеще­ ние, 1991. 93 с.

5. Мосунова Л. А. Редукция воображе­ния читателя в условиях мультимедийной среды // Вестник белорусского государственно­го университета культуры и искусств. 2021. № 4(42). С. 109–119.

6. Мосунова Л. А. Риски цифровизации образования // Научно-­техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. 2020. № 7. С. 14–18. https://doi.org/10.36535/0548­0019-2020-­07-­2.

7. Мосунова Л. А. Рисование словесных картин как способ смыслового чтения художествен­ного текста // Литература в школе. 2007. № 3. С. 28–31.

8. Черниговская Т. В. Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание. 2­е изд. М.: Язы­ ки славянской культуры, 2016. 447 с.


Рецензия

Для цитирования:


Мосунова Л.А. Словесное рисование как способ преодоления фрагментарности восприятия. Русский язык в школе. 2024;85(1):7-15. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15

For citation:


Mosunova L.A. Verbal painting as a way of overcoming fragmentary perception. Russian language at school. 2024;85(1):7-15. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2024-85-1-7-15

Просмотров: 734


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)