Типичные речевые ошибки в итоговых сочинениях школьников
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-5-29-36
Аннотация
Анализ типичных ошибок школьников в их итоговых сочинениях имеет большое значение для выявления тех пробелов, которые приводят к неточному выражению мысли, нарушению логики, стилистическому диссонансу. В статье рассмотрены различные типологии ошибок в сочинениях школьников. Определены наиболее типичные грамматические ошибки (неверное использование видо-временных форм глагола, причастных и деепричастных оборотов, ошибки в предложениях с однородными членами и др.), лексические ошибки (неверный выбор слова, нарушение лексической сочетаемости и др.) и стилистические ошибки (неоправданное использование сниженно-разговорной и просторечной лексики, книжной лексики, в том числе канцеляризмов, неудачное использование изобразительно-выразительных средств и др.). Сделан вывод о том, что в сочинениях школьников обнаруживается стремление к возможно большей книжности, использованию стандартных, «опробованных» на многих работах оборотов.
Об авторах
Е. В. УздинскаяРоссия
Елена Владимировна Уздинская - кандидат филологических наук, доцент
г. Саратов
О. Н. Струкова
Россия
Оксана Николаевна Струкова - кандидат филологических наук, доцент
г. Саратов
Список литературы
1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка: учеб. пособие. 3-е изд., испр. М.: Айрис-Пресс; Рольф, 2001. 441 с.
2. Добротина И. Н., Осипова И. В. Сочинение на лингвистическую тему как одно из заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку // Русский язык в школе. 2016. № 2. С. 31–35.
3. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка: учебник. М.: Флинта: Наука, 2008. 462 с.
4. Фоменко Ю. В. Типы речевых ошибок: учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 1994. 60 с.
5. Хомич Г. В. Стилистические ошибки в письменных работах учащихся и их исправление // Карповские научные чтения: сб. науч. ст. Вып. 9: в 2 ч. Ч. 1 / А. И. Головня (отв. ред.) и др. Минск: Белорусский Дом печати, 2015. С. 129– 131.
6. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
7. Шаталова О. В. Куда приводят семантическая безграмотность и стилистическая толерантность? (Заметки на полях сочинения) // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 2. С. 31–34. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2019-80-2-31-34.
Рецензия
Для цитирования:
Уздинская Е.В., Струкова О.Н. Типичные речевые ошибки в итоговых сочинениях школьников. Русский язык в школе. 2023;84(5):29-36. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-5-29-36
For citation:
Uzdinskaya E.V., Strukova O.N. Common speech mistakes in schoolchildren’s final essays. Russian language at school. 2023;84(5):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-5-29-36