Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Несогласованные определения в предложении и тексте

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-60-66

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются несогласованные определения в косвенном падеже, относящиеся к существительному, называющему лицо, предмет или пространство, их семантика, текстовые функции и проблема обособления. Цель статьи – показать зависимость проблемы обособления от текстовых функций несогласованного определения. Обычно это необособленные определения, служащие средством выражения категории определенности. Категория определенности/неопределенности проявляется на данном участке системы как категория текстовая. Несогласованное определение, относящееся к лицу, чаще употребляется при представлении нового персонажа или нового взгляда на него. Такой текстовый фрагмент обычно организован точкой зрения наблюдателя и представляет репродуктивный фрагмент текста. Несогласованное определение может включаться в ряд других определений, с которыми связывается разными отношениями: уточняющими, причинно-следственными, распространяющими и др. Проблема количества определений при существительном со значением лица связана с разной степенью заинтересованности наблюдателя в представляемом персонаже. Для характеристики несогласованных определений важным оказывается такой признак, как значимый/незначимый (случайный) представляемый персонаж. Как неопределенные в контексте несогласованных определений выступают также предметные и пространственные существительные. Определения при них называют значимые признаки предмета и служат идее определенности. 

Об авторе

Н. М. Девятова
Московский городской педагогический университет
Россия

Надежда Михайловна Девятова, доктор филологических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Бабайцева В. В. Система членов предложения в современном русском языке. М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. 496 с.

2. Девятова Н. М. Предметный мир сравнения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2022. № 2(46). С. 48. https://doi.org/10.25688/2076­913X.2022.46.2.05.

3. Золотова Г. А, Онипенко Н. К., Сидорова М. Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. М.: Изд­во МГУ, 1998. 528 с.

4. Казмирчук О. Ю. Стихотворение Б. Л. Пастернака «Летний день» в контексте «переделкинского» цикла // Новый филологический вестник. 2008. № 1(6). С. 188–193.

5. Кобозева И. М. Грамматика описания пространства // Логический анализ языка. Языки пространств: сб. статей. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 152–163.

6. Поспелов Н. С. О синтаксическом выражении категории определенности/неопределенности в современном русском языке // Исследования по современному русскому языку. М.: Изд­во МГУ, 1970. С. 182–189.

7. Рахилина Е. В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. М.: Русские словари, 2000. 416 с.

8. Русский язык и литература. Ч. 1. Русский язык: учебник / под ред. канд. филол. наук А. В. Алексеева. М.: ИНФРА­М, 2019. 363 с.

9. Фурашов В. И. Современный русский синтаксис: избранные работы. Владимир: ВГГУ, 2010. 368 с.

10. Синтаксические средства как экспрессивный ресурс текста. М.: ООО «Постатор», 2022. 244 с.

11. Якушевич И. В. Символ «дом» в русском языке и поэтическом тексте. Владимир: Транзит­ИКС, 2018. 182 с.


Рецензия

Для цитирования:


Девятова Н.М. Несогласованные определения в предложении и тексте. Русский язык в школе. 2023;84(1):60-66. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-60-66

For citation:


Devyatova N.M. Non-agreeing attributes in a sentence and a text. Russian language at school. 2023;84(1):60-66. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-60-66

Просмотров: 37


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)