Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Типы и виды этимологических упражнений по русскому языку

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-7-16

Полный текст:

Аннотация

В данной статье учебно-школьный этимологический разбор рассмотрен как тип упражнений по русскому языку. Поставлена и решена задача разработать типологию (классификацию) этимологических упражнений, соответствующую основным предметным компетенциям. По признаку «Наличие/отсутствие справочных опор» этимологические упражнения рассмотрены как выполняемые по справочным опорам и без справочных опор – по памяти и интуиции. Известные и новые этимологические упражнения разделены на три типа – речевые, языковые, комплексные. Речевые (текстовые) подразделены на два вида: восприятие и воспроизведение готовых этимологических сообщений; подготовка новых этимологических сообщений по одной и нескольким справочным опорам. Языковые включают классические и игровые словарные упражнения с частичным этимологическим разбором. Комплексные упражнения трактуются как полный структурный разбор (морфемный, словообразовательный) с этимологическим продолжением. Сущность этимологических упражнений раскрывается через типичный дидактический материал, задания и примерные образцы работ. Классификационно-сущностное описание этимологических упражнений создает предпосылки для непрерывного и систематического их применения в процессе обучения русскому языку во всех классах общеобразовательной школы.

Об авторах

Т. А. Острикова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Татьяна Александровна Острикова, доктор педагогических наук, профессор

г. Абакан



Л. М. Чучва
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
Россия

Лариса Михайловна Чучва, аспирант

г. Абакан



Список литературы

1. Барандеев А. В. Этимологии «необычных» топонимов // Русский язык в школе. 2019. № 2. С. 92–96. https://doi.org/10.30515/0131­61412019­80­2­92­96.

2. Львова С. И. Этимологический анализ на уроках русского языка. М.: Мнемозина, 2013. 143 с.

3. Острикова Т. А. Орфография в школе: полувековой опыт обучения. М.: Вербум­М, 2008. 222 с.

4. Позднякова Н. В., Осипова А. А., Мишина Л. Н. Формирование этимологической компетенции в процессе изучения русского языка в 7 классе средней школы // Перспективы Науки и Образования. 2019. № 1 (37). С. 149–160. https://doi.org/10.32744/pse.2019.1.11.

5. Пронина И. В. Изучение трудных слов с применением этимологического анализа. М.: Просвещение, 1964. 99 с.

6. Шанский Н. М. Этимологический анализ слова // Русский язык в школе. 1956. № 4. С. 56–64.


Рецензия

Для цитирования:


Острикова Т.А., Чучва Л.М. Типы и виды этимологических упражнений по русскому языку. Русский язык в школе. 2023;84(1):7-16. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-7-16

For citation:


Ostrikova T.A., Chuchva L.M. Types and kinds of etymological exercises in Russian vocabulary. Russian language at school. 2023;84(1):7-16. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2023-84-1-7-16

Просмотров: 77


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)