Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-7-20.

Аннотация

В статье представлены основные подходы к формулированию планируемых предметных результатов по русскому языку для сервиса «Планируемые результаты» Московской электронной школы с учетом принципов постановки SMART-цели и требований к предметным результатам, нашедших отражение в новом федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Конечной целью работы явилось создание инструмента, позволяющего не только сделать более осмысленными процессы целеполагания и оценивания ученических достижений, но и обратить внимание учителей на потенциал исследовательских методов в обучении русскому языку. Опираясь на принятую в Московской электронной школе таксономию планируемых результатов (репродуктивных, продуктивных и рефлексивных), авторы статьи предлагают классификацию результатов рефлексивного типа по характеру деятельности (группы, объединенные понятиями «систематизация», «исследование», «творчество») и представляют описание возможной логики изложения материала в зависимости от выбранных учителем методов и тех результатов, достижение которых должно стать итогом изучения тех или иных элементов содержания. Особое внимание в статье уделяется вопросам разработки и применения деятельностного подхода к обучению, что находит выражение в стремлении сместить акцент с оценки конечного результата на оценку процесса выполнения задания. Опираясь на исследования В. В. Давыдова, И. Я. Лернера и их последователей, авторы подчеркивают важность описания результатов через называние  действия,  выполняемого  обучающимися  на  уроке.  Эта  позиция  находит  выражение в двух основополагающих принципах работы – принципе единства предметных и метапредметных результатов и принципе опоры на деятельностный подход. В то же время авторы обозначают и важность соблюдения принципа дифференциации учительских и ученических формулировок, что свидетельствует о понимании целеполагания и оценивания как совместных задач ученика и педагога.

Об авторах

А. А. Салтыкова
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет»
Россия

Анастасия Александровна Салтыкова, кандидат филологических наук, методист отдела методологии и перспективной дидактики, Институт содержания, методов и технологий образования МГПУ

г. Москва



Н. В. Володько
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет»
Россия

Наталья Валерьевна Володько, методист отдела методологии и перспективной дидактики, Институт содержания, методов и технологий образования МГПУ

г. Москва



К. B. Яновская
Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский городской педагогический университет»
Россия

Ксения Валерьевна Яновская, методист отдела методологии и перспективной дидактики, Институт содержания, методов и технологий образования МГПУ 

г. Москва



Список литературы

1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

2. Давыдов В. В. Что такое учебная деятельность? // Начальная школа. 1999. № 7. С. 12–18.

3. Кузнецова О. В. Таксономия планируемых результатов, разработанная для Московской электронной школы (на примере отдельных тем по русскому языку) // Русский язык в школе. 2022. Т. 83, № 3. С. 25–33. https://doi.org/10.30515/0131-­6141-­2022­-83-­3­-25­-33.

4. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 185 с.

5. Осмоловская И. М. И. Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 3(39). С. 31–41.

6. Репкин В. В., Некрасова Т. В. Деятельностный подход в обучении русскому языку // Деятельностный подход в образовании: монография: в 3 кн. Книга 1. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. С. 236–257.

7. Цукерман Г. А., Билибина Т. М., Виноградова О. М и др. О критериях деятельностной педагогики // Культурно-­историческая психология. 2019. Т. 15, № 3. С. 105–116. https://doi.org/10.17759/chp.2019150311.

8. Doran G. T. There’s a S. M. A. R. T. way to write management’s goals and objectives // Management Review. 1981. Vol. 70, № 11. P. 35–36.


Рецензия

Для цитирования:


Салтыкова А.А., Володько Н.В., Яновская К.B. Основные подходы к описанию планируемых результатов по русскому языку в Московской электронной школе. Русский язык в школе. 2022;83(5):7-20. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-7-20.

For citation:


Saltykova A.A., Volodko N.V., Yanovskaya K.V. The main approaches to the description of planned learning outcomes in the Russian language adopted in Moscow Electronic School. Russian language at school. 2022;83(5):7-20. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-5-7-20.

Просмотров: 378


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)