Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама «Дворцовая площадь»

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-36-43

Полный текст:

Аннотация

В статье, написанной в русле лингвопоэтики, с когнитивных позиций анализируется механизм смыслообразования, главным инструментом создания которого в стихотворении О. Мандельштама «Дворцовая площадь» является вертикальный контекст. Вертикальный контекст рассматриваемого стихотворения – это сложноорганизованная структура, которая состоит не только из отдельных языковых единиц (историзмов, архаизмов, имен собственных, лексем религиозного дискурса, цитат и аллюзий), обладающих национально-культурной спецификой и требующих комментария, но и из ряда языковых парадигм, основанных на разных принципах объединения: таксономических (пассивная лексика, включающая устаревшие единицы и слова религиозного дискурса), тематических (лексико-семантические поля «Римская империя», «Российская империя», «пушкинский Петербург», семантическое поле «Вера»), образных (метафтонимии, умолчание, метафоры, метонимии, сравнения), а также отношений между их элементами. Наиболее сложными для анализа представляются единицы, которые репрезентируют метафтонимии, способствующие формированию «пучка значений» по Мандельштаму, и маркеры фигуры умолчания, требующей углубленного этнокультурного анализа, что предполагает «визуализацию» изображаемого городского пейзажа. В основу языковой композиции стихотворения положены принципы повтора, антитезы, отождествления, которые взаимодействуют друг с другом, структурируя вертикальный контекст в художественном отношении и углубляя его смысловую перспективу.

Об авторе

А. Т. Грязнова
Московский педагогический государственный университет
Россия

Анна Тихоновна Грязнова, кандидат филологических наук, профессор

г. Москва



Список литературы

1. Ахманова О. С., Гюббенет И. В. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема // Вопросы языкознания. 1977. № 3. С. 47–54.

2. Груздева Е. Ф. Фигура умолчания, ее типы и функции в языке русской прозы [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka. com/figura-umolchaniya-eyo-tipy-i-funktsii-vyazyke-russkoy-prozy#ixzz6zpVhEn3w (дата обращения: 24.06.2021).

3. Зубова У. В. Вертикальный контекст в работах отечественных и зарубежных филологов // Вестник МГОУ. Серия: Лингвистика. 2013. № 4. С. 62–66.

4. Кандрашкина О. О. Анализ категорий вертикального контекста в романе Шеймаса Дина «Чтение в темноте» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-kategoriyvertikalnogo-konteksta-v-romane-sheymasa-dinachtenie-v-temnote (дата обращения: 23.06.2021).

5. Коряжкина О. В. Роль вертикального контекста и различных типов интертекстуальности в лингвопоэтическом анализе художественного произведения // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2019. № 2(34). С. 19–26.

6. Крохина Н. П. Онтологическая поэтика раннего О. Мандельштама // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Языкознание и литературоведение. 2018. № 3. С. 188–191.

7. Лекманов О. Как читать Пушкина [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas. academy/mag/330-mandelshtam (дата обращения: 19.06.2021).

8. Мандельштам О. Разговор о Данте // Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. С. 107–152.

9. Сурат И. З. Поэт и город. Петербургский сюжет Мандельштама [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/ zvezda/2008/5/poet-i-gorod.html (дата обращения: 17.06.2021).

10. Шарманова О. С. Особенности взаимодействия и интеграции метафоры и метонимии как способ образования метафтонимии // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2016. № 3. С.11–14.


Рецензия

Для цитирования:


Грязнова А.Т. Языковые механизмы смыслообразования в стихотворении О. Мандельштама «Дворцовая площадь». Русский язык в школе. 2022;83(1):36-43. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-36-43

For citation:


Gryaznova A.T. The sense-making mechanisms in O. Mandelstam’s poem "Palace Square". Russian language at school. 2022;83(1):36-43. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-36-43

Просмотров: 418


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)