

Роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в VI классе: семантический и грамматико-орфографический аспекты. Часть I. Лексико-грамматические разряды местоимений и их соотнесенность с именными частями речи
https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-26-35
Аннотация
Цель статьи – показать роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в школе. В работе рассматривается соотнесенность лексико-грамматических разрядов местоимений с именными частями речи – существительными, прилагательными и числительными. В статье анализируются грамматические признаки, склонение и правописание местоимений, разбираются основные случаи правописания и употребления местоимений с предлогами. В работе используется технология структурирования и логической обработки грамматического материала в виде схем, таблиц, алгоритмов, которые составляются на уроке, способствуя оптимальному усвоению учебной программы. В ходе научно-методического исследования подтвердилась эффективность предложенной методики изучения местоимений, так как шестиклассники научились: 1) рассматривать местоимения с учетом их общего грамматического значения; 2) выделять морфологические признаки местоимений; 3) классифицировать местоимения по семантическому сходству с именными частями речи; 4) склонять местоимения и образовывать нормативные грамматические формы слов; 5) распределять лексико-грамматические разряды местоимений по соотношению с именными частями речи; 6) отличать грамматические омонимы среди лексико-грамматических разрядов местоимений. В статье обосновывается результативность алгоритмического подхода при рассмотрении темы в VI классе, что выражается в умении школьников отличать местоимения от других частей речи, находить морфологические ошибки при образовании форм слов и исправлять их в соответствии с алгоритмами.
Ключевые слова
Об авторе
В. Н. СульниченкоРоссия
Владимир Николаевич Сульниченко, кандидат педагогических наук, доцент
г. Евпатория, Республика Крым
Список литературы
1. Виноградов В. В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972. 606 с.
2. Вязовик Т. П. К вопросу о грамматических значениях местоимений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4 (11). С. 40–43.
3. Милованова М. С., Шамсутдинова Р. Р. Субъективный потенциал местоимений и их функционирование в современном русском языке // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 5. С. 88–101. https://doi. org/10.18384/2310-7278-2018-5-88-101
4. Селиверстова О. Н. Местоимения в языке и речи / отв. ред. В. Н. Ярцева. М.: Наука, 1988. 151 с.
5. Шведова Н. Ю. Местоимение и смысл: Класс русских местоимений и открываемые ими смысловые пространства. М.: Азбуковник, 1998. 176 с
Рецензия
Для цитирования:
Сульниченко В.Н. Роль алгоритмов в повышении эффективности процесса изучения местоимений в VI классе: семантический и грамматико-орфографический аспекты. Часть I. Лексико-грамматические разряды местоимений и их соотнесенность с именными частями речи. Русский язык в школе. 2022;83(1):26-35. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-26-35
For citation:
Sulnichenko V.N. The role of algorithms in enhancing the effectiveness of studying pronouns in the 6th form: the semantic and grammatical-orthographic aspects. Part 1. Lexicogrammatical classes of pronouns and their correlation with the nominal parts of speech. Russian language at school. 2022;83(1):26-35. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-26-35