Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск

Интонационно-звуковая интерпретация диалогических фрагментов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» на уроках русского языка

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-14-25

Аннотация

Автор выявляет противоречие между предметными результатами обучения аудированию и чтению, предусмотренными ФГОС ООО, и реальными показателями совершенствования рецептивных умений у подростков и предлагает взаимосвязанно обучать этим видам речевой деятельности посредством метода интонационно-звуковой интерпретации текста. В статье использованы анализ теоретических источников, содержательный анализ научных понятий, методы конкретизации и моделирования чтецкой деятельности, метод абстрагирования. Интонационнозвуковая интерпретация рассматривается в данном исследовании как метод обучения и как разновидность творческого чтения, выявляются ее отличия от чтения вслух и чтения по ролям. Дифференцирующими признаками предлагаемой деятельности признаются диалогичность; отношение к тексту как к открытому для модификаций объекту; направленность на решение акустико-смысловых задач, связанных с переносом текста из визуальной модальности в аудиальную; применимость на уроках русского языка в VIII–IX классах. В статье описана процессуальная модель чтецкой деятельности. В интонационно-звуковой интерпретации текста выделяются ориентировочный, исполнительский и рефлексивно-оценивающий этапы. Исполнительский этап включает работу с речевым планом автора, работу с речевым планом персонажа и собственно чтецкую деятельность. Подробно иллюстрируется работа с диалогическими фрагментами поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»; называются произведения, интонационно-звуковую интерпретацию которых можно осуществить на уроках русского языка в VIII–IX классах. В статье перечислены условия, при которых интонационно-звуковая интерпретация может быть успешно организована: среди них выбор ориентированного на звук произведения для чтения; работа в группе; осуществление деятельности в устной форме, без письменной фиксации результатов перекодирования письменной речи в устную; оформление продукта интонационно-звуковой интерпретации диалогического фрагмента в виде аудиозаписи и др. Автор приходит к выводу, что данный метод способствует развитию у учащихся умения осмысливать читаемое, побуждает ориентироваться в целом произведении при переносе фрагмента из визуальной модальности в аудиальную; формирует представление о полифоничности художественного текста; активизирует психофизиологические механизмы, которые участвуют в аудитивной деятельности и чтении (память, внимание, слуховой контроль, механизм перекодирования, вероятностное прогнозирование); обогащает апперцепционную базу (фоновые знания) чтецов; стимулирует коммуникацию чтецов в рабочей группе.

Об авторе

М. В. Маслова
МАОУ «Лицей № 14 им. Заслуженного учителя РФ А. М. Кузьмина»
Россия

Марина Валентиновна Маслова, учитель русского языка и литературы

г. Тамбов



Список литературы

1. Александрова О. М., Гостева Ю. Н., Добротина И. Н., Васильевых И. П., Ускова И. В. Методические рекомендации «Формирование читательской грамотности учащихся основной школы». Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 3–13.

2. Алефиренко С. Я. О взаимосвязи чтения и аудирования // Вологдинские чтения. 2006. № 60. С. 3.

3. Борисенко Н. А. Что нужно знать учителю-словеснику о психологических особенностях поколения Z // Русский язык в школе. 2021. Т. 82, № 3. С. 7–17. https://doi.org/10.30515/01316141-2021-82-3-7-17

4. Бранг П. Звучащее слово: заметки по теории и истории декламационного искусства / пер. с нем. М. Сокольской и П. Бранга. М.: Языки славянской культуры, 2010. 288 с.

5. Викулина М. А. Аудирование и чтение при формировании иноязычной межкультурной компетенции // Язык и культура. 2017. № 40. С. 154– 173. https://doi.org/10.17223/19996195/40/12

6. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 432 с.

7. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта: Наука, 1998. 170 с.

8. Кокс Т. Зачем мы говорим: История речи от неандертальцев до искусственного интеллекта / пер. с англ. Е. Ю. Мягковой. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. 384 с .

9. Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии / сост., предисл., коммент. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2016. 528 с.

10. Лавлинский С. П. Творческое чтение и исследовательская деятельность читателя как «интрига смысла» // Творческое чтение в современном художественном образовании: теория и практика: сб. статей по материалам международной научно-практической конференции «Творческое чтение в современном художественном образовании» (27 февраля – 1 марта 2018 г., Москва) / сост. О. В. Юдушкина. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2018. С. 35–50.

11. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Современные стратегии чтения: теория и практика. Смысловое чтение и работа с текстом: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: ФОРУМ, 2015. 368 с.

12. Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / пер. с англ. Р. Зерновой. Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2005. 964 с.

13. Сметанникова Н. Н. Стратегиальный подход к обучению чтению: междисциплинар. проблемы чтения и грамотности. М.: Школьная библиотека, 2005. 509 с.

14. Хализев В. Е. Теория литературы. 4-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2004. 405 с.


Рецензия

Для цитирования:


Маслова М.В. Интонационно-звуковая интерпретация диалогических фрагментов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2022;83(1):14-25. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-14-25

For citation:


Maslova M.V. Intonational and sound interpretation of dialogic fragments in N. V. Gogol’s poem "Dead Souls" in the Russian language lessons. Russian language at school. 2022;83(1):14-25. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-14-25

Просмотров: 630


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)