Preview

Русский язык в школе

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Доступ платный или только для Подписчиков

Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий

https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-7-13

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются методические условия достижения планируемых результатов по учебному предмету «Русский язык» в части обучения школьников созданию письменных текстов, анализу и оцениванию собственных и чужих речевых высказываний с точки зрения коммуникативной задачи, ситуации и условий общения. Анализ выпускных («декабрьских») сочинений и развернутых ответов учащихся на Едином государственном экзамене по гуманитарным предметам свидетельствует о серьезных недостатках в обучении школьников свободному порождению письменных высказываний. Одной из важнейших проблем является массовое создание школьниками псевдотекстов, шаблонизация письменной речи. Основные причины этого явления мы видим в методических недоработках: в подмене формирования умений письменной речи подготовкой к конкретному виду сочинения, в отсутствии внимания к специфике письма как вида речевой деятельности, в преобладании приемов работы, связанных с написанием школьниками текстов на основе предложенных учителем клише и шаблонов. Цель автора статьи – обосновать, что эффективным обучение письменной речи станет в том случае, если будет основано на осознании обучающимися специфики, особенностей и законов письма как вида речевой деятельности. Результаты, представленные в статье, получены на основе анализа методических исследований по проблемам развития речи учащихся и трудов по речеведению и психологии речи, сопоставительного анализа письменных развернутых ответов учащихся; автор использует метод моделирования системы заданий на основе риторического подхода. В статье представлены аналитические задания, выполняя которые учащиеся осозна́ют диалогическую сущность письменной речи, ее адресованность «мысленному собеседнику», особенности мотивации пишущего, а также основные задачи каждого этапа осуществления письма. Эффективность предложенной методики проиллюстрирована комментированными фрагментами из сочинений выпускников.

Об авторе

Е. Л. Ерохина
Московский педагогический государственный университет
Россия

Елена Ленвладовна Ерохина, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой риторики и культуры речи 

г. Москва



Список литературы

1. Ахапкина Я. Э. Причины и механизмы речевых сбоев на письме (на материале учебно-научных текстов носителей русского языка) // Вопросы образования. 2013. № 3. С. 65–91. https://doi.org/:10.17323/1814-95452013-3-65-91

2. Баршт К. А. «Каллиграфия» Ф. М. Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского: сб. научных трудов / отв. редактор В. Н. Захаров. Петрозаводск, 1994. С. 101–129.

3. Беляева Н. В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования // Литература в школе. 2016. № 11. С. 22–25.

4. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 366 с.

5. Денисова О. В., Щёголева Г. С. Технология вымышленного персонажа как средство обучения вариативному раскрытию темы сочинения // Начальная школа. 2017. № 2. С. 26–31.

6. Дресвянина С. Д. Обучение сочинению школьников: риторический подход // Научная школа профессора Т. А. Ладыженской: Материалы научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения ученого (3–4 апреля 2020 г.) / отв. ред. Е. Л. Ерохина, З. И. Курцева, Ю. В. Щербинина. М.: НВИ; Языки Народов Мира, 2020. С. 100–107.

7. Ерохина Е. Л. Анализ формулировки темы в системе обучения «Декабрьскому» сочинению // Научная школа профессора Т. А. Ладыженской: Материалы научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения ученого (3–4 апреля 2020 г.) / отв. ред. Е. Л. Ерохина, З. И. Курцева, Ю. В. Щербинина. М.: НВИ; Языки Народов Мира, 2020. С. 107–114.

8. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975. 255 с.

9. Пранцова Г. В., Романичева Е. С. Методические подходы к обучению итоговому сочинению: от теории к практике // Литература в школе. 2018. № 7. С. 21–24.

10. Соболева О. В. Канцеляризмы в письменной речи современного школьника (на материале сочинений ЕГЭ) // Текст культуры и культура текста: Материалы IV Международного педагогического форума (Сочи, 16–17 октября 2017 года) / ред. кол.: Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, О. Е. Дроздова и др. [Электронный ресурс]. СПб.: РОПРЯЛ, 2017. С. 179–182.


Рецензия

Для цитирования:


Ерохина Е.Л. Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий. Русский язык в школе. 2022;83(1):7-13. https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-7-13

For citation:


Erokhina E.L. Развитие письменной речи учащихся: методический потенциал аналитических заданий. Russian language at school. 2022;83(1):7-13. (In Russ.) https://doi.org/10.30515/0131-6141-2022-83-1-7-13

Просмотров: 537


ISSN 0131-6141 (Print)
ISSN 2619-0966 (Online)